Опубликовано 25 Октябрь, 2018 - 21:34

  • Стоимость:
    450 рублей

Казанский Молодёжный «Театр на Булаке» может удивлять. И когда руководитель театра в своём традиционном вступительном слове заметил, что сила воздействия театрального искусства может быть гораздо мощнее, чем все технологии кино, то он оказался прав. Спектакль «Мсье Ибрагим» доказал это по всем пунктам. Три актёра. Минимум сценического антуража. Максимум воздействия на воображение. Постановка настолько отточена и выверена до мельчайших деталей, что у меня возникла стойкая ассоциация с античным театром, где каждый жест, поворот головы, цвет одежды актёров, музыкальное сопровождение несли сильнейший аллегорический смысл.

Спектакль поставлен по небольшой повести в форме новеллы-притчи, входящий в сборник «Цикл Незримого» французского писателя Эрика-Эмманюэль Шмитта. Поэтому сюжет, шокирующий поначалу своей «неправильностью», нужно воспринимать именно как притчу. Ведь разве «правильно», что 11-летний мальчик бегает к проституткам, надеясь перестать чувствовать нестерпимую боль от эмоциональной заброшенности, ненужности отцу и покинувшей его матери? «Нормален» ли ребёнок, которого в 11 лет нужно учить улыбаться, ребёнок, который вынужден воровать, чтобы оправдать НЕдоверие отца и скопить денег на проституток…

Сюжет прост. В бедном квартале Парижа живёт мальчик-еврей Моисей. Он обделён родительской любовью и чувствует себя крайне одиноким. Его отец – чёрствый человек, смысл жизни которого в работе. Мальчику остро не хватает ласки, внимания и человеческого тепла. И тут он находит себе друга, наставника, Отца в высшем понимании этого слова, в лице пожилого турка Ибрагима. Мусульманин Ибрагим полон не истраченной Любви, Мудрости, понимания и терпимости. Это и спасает черствеющего сердцем ребёнка, позволяя ему противоречиво, но очень интересно пройти путь взросления.

Постановка острая, местами гротескная, пронзительная и сильная. В спектакле много моментов, когда зритель смеётся. И много моментом, когда щемит сердце и ком стоит в горле. Жанр трагикомедии позволяет затронуть крайне серьёзные и тяжёлые темы. Например, отец мальчика Моисея – холодный, жёсткий, равнодушный к сыну человек, вызывает у зрителя негодование и осуждение. На самом деле этот человек наполнен жутким отчаянием и одиночеством. Оставшись в детстве без родителей он не научился любить. И его всё-таки догнала и завершила своё страшное дело давно закончившаяся война.

Обездоленностью наполнена Душа мальчика Момо, который живет один в мрачном, затхлом доме и пытается согреться хотя бы фальшивым теплом проституток.

А как сопереживаешь матери Моисея, которая спустя годы пытается достучаться до сердца ребёнка, чтобы вымолить прощение.

И всё же спектакль очень оптимистичный и рассказывает об исцеляющей силе Любви, которая не зависит от обстоятельств, а только от жизненной позиции человека. Сам человек либо раскрывает свой неиссякаемый источник Любви, наполняя себя и мир счастьем, либо запечатывает его, обрекая себя на беспросветное существование, как отец Моисея. Автор объясняет эту древнюю и простую истину словами самого Мсье Ибрагима: «То, что ты отдаешь, Момо, оно с тобой навсегда, то, что ты хранишь в себе - потеряно навеки».

Постановщик спектакля,работающий в театре со дня его основания и переигравший практически весь репертуар, нашёл исключительные по силе воздействия сценические приёмы, которые буквально завораживают зрителей, вызывая аплодисменты.

Меня поразили три сцены.

Первая – «Сила улыбки».

Мсье Ибрагим даёт совет мальчику, чтобы ощутить счастье, нужно улыбнуться! Кстати, психологи также утверждают, что, если ты улыбаешься - твоё настроение автоматически улучшается! Моисей проверил данный совет на практике и у него получилось!

В спектакле сцены с волшебной силой воздействия улыбки сопровождаются фрагментами чудесной песни из репертуара Френка Синатры «Smile» и вызывают сначала гомерический хохот, а потом чуть ли не слёзы… Взрослый актёр в роли 11-летнего мальчика столь убедителен, что иногда хочется просто погладить его по голове со словами: «Не переживай, всё наладится!»

Вторая сцена – «Плохие новости, малыш».

Сообщение о смерти отца Момо происходит в тревожно красном свете софитов, на кроваво красном фоне и в замедленном темпе. Поклонники Девида Линча меня поймут: абсолютно улётная, сюрреалистическая сцена. Только бьющий в глаза свет безысходности. Только беззвучный крик отчаяния. Только крайне замедленный и, в тоже время, мгновенно разящий удар осознания ужаса произошедшего.

Третья сцена – «Танец дервишей».

В сцене, где Мсье Ибрагим показывает мальчику Момо мистическое кружение-молитву дервишей, проявляется вся красота и сила Духа старого лавочника. Удивительная пластичность, грациозность движения актёра, игравшего роль Ибрагима, без слов передаёт величие глубоко верующего человека. Вечно сутулящийся, морщинистый, с сощуренными глазами Мсье Ибрагим на наших глазах расправляется, вытягивается в струнку и словно стрела в воздухе, мягко, сильно, упруго крутится вокруг своей оси, летя ввысь. Только в этой сцене я, и думаю, другие зрители увидели просветлённое лицо, чеканный профиль, царственную осанку, изысканные жесты и благородную поступь Мсьё Ибрагима, прекрасного в своей Любви к Всевышнему. Потрясающее зрелище!

Есть в спектакле и тонкие психолого-педагогический посылы из уст Мьсе Ибрагима, например: "Если хочешь узнать о чем-нибудь, то книги тут не помогут. Надо с кем-нибудь поговорить."

Как сказал в заключительном слове руководитель Молодёжного "Театра на Булаке": "Чтобы дети были счастливы, с ними нужно разговаривать!".

Монологи актёров на сцене короче, чем в тексте произведения (хотя повесть Эрика-Эмманюэль Шмитта, на мой взгляд, словно собрание высказываний из серии "Мысли мудрецов") и запоминались как афоризмы.
После окончания спектакля зрители долго не отпускали актёров со сцены. Было видно, как выложились и как устали три исполнителя, сыгравшие по несколько ролей в этой не простой постановке. Нет ничего сложнее, чем без скатывания в банальные нравоучения и стандартные призывы быть добрее, толерантнее, гуманнее, донести мысль о том, что самое важное – сохранить и взращивать в себе Человечность вопреки всем обстоятельствам жизни. И что счастье человека находится внутри него. Был бы человек рядом, который поможет вырастить это Счастье, как цветы.

P.S.Так как фотографировать во время спектакля было запрещено, я в качестве иллюстрации использовала свой рисунок.

Достоинства
  • Акутально
  • Бережное отношение к первоисточнику
  • Глубокий по смыслу
  • Гуманистический посыл
  • Интересно
  • Лаконично, ёмко, красиво
  • Мастерство перевоплощения
  • Не оставит равнодушным
  • Оригинальная постановка
  • Смешно и проникновенно
Стоит вниманиярекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
31.05.2023
Симпатичные актеры там играют!
Другие отзывы
Смотрите также