Карантин позволяет окунуться в мировое кино, в котором французское многие сочтут лучшим)
Сегодня поговорим о фильме 1992 года режиссёра Клода Соте "Сердце зимой" (также встречается название "Ледяное сердце", "Зима в сердце")
Жанр картины - драма / мелодрама.
За этот фильм в 1993 году Соте получил Серебряного льва на Венецианском фестивале и премию «Сезар» как лучший режиссёр.
Эммануэль Беар и Даниэль Отёй в главных ролях - прямая рекомендация к просмотру)
Сердце зимой 1992
Кстати, на момент съёмок они были вместе, их отношения длились с 1985 по 1995-й год, есть общий ребенок.
Сюжет без спойлеров
Стефан — мастер по изготовлению, починке и настройке музыкальных инструментов, в особенности скрипок. Он работает в фирме своего друга Максима, с которым они знакомы уже многие годы. Однажды Максим сообщает Стефану, что он встретил настоящую любовь. Это довольно известная скрипачка Камилла, клиентка их фирмы.
Сердце зимой 1992
Поначалу она относится к Стефану как будто слегка неприязненно.
Ох уж эти французские высокие отношения)
Совершенно неочевидно, кто кем друг другу является. Внутренний голос Стефана довольно тепло отзывается о Максиме, да и их совместные кадры вполне наполнены романтикой, привязанностью.
Сердце зимой 1992
- У меня кое-кто появился. - Когда? - 2 месяца назад. - И ты мне не сказал?
"Ты разрушил их пару?" - спрашивает Стефан, наблюдая за Камиллой и Региной (Регина - агент Камиллы, подруга её матери), приняв их за любовниц.
Сердце зимой 1992
А когда Стефан уже ведет свой бизнес отдельно, забрав с собой молодого парня-помощника, Максим подкалывает Стефана на его счёт, но оказывается, что молодой человек уже счастливо женат)
При этом всё это обсуждается прямо таки буднично, в начале 90-х для постсоветского зрителя это было бы просто шоком.
Несмотря на то, что этот фильм удостоился нескольких наград за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль, он воспринимается несколько неполно, как мне кажется, из-за работы Даниэля Отёя.
Его герой Стефан смотрится не так уж убедительно - слишком уж он "роботичен": мимика очень ограничена, движения очень экономны, лицо находится в одном выражении почти во всех сценах - прямой немигающий, будто слегка удивленный, взгляд, который отражает от ли заинтересованность, то ли несколько отстранённое, чисто техническое наблюдение мастера за звучанием инструмента.
Сердце зимой 1992
Из-за этого поведение героя, с одной стороны, сложно как-то интерпретировать, с другой стороны, можно интерпретировать как угодно, так как какого-то ответа, объясняющего его поведение, в фильме нет. Возможно, объяснение находится уже в названии картины...
Например, можно подумать, что Стефан все-таки любит Максима и хочет отбить у него Камиллу чтобы и ему отомстить, и избавиться от соперницы.
Или у него и правда ледяное сердце, и ничего такого он не хотел, а герои всё время пытаются приписать ему мысли и эмоции, которых у него нет. Живёт себе человек, никого не трогает, скрипки починяет...
Сердце зимой 1992
Но все-таки мне кажется, что Стефан вполне тянет на нарцисса варианта лайт. Знаю-знаю, я рискую, делая такое заявление, ведь сейчас о нарциссах не говорит только ленивый, что, впрочем, справедливо, когда наконец найдено имя этому явлению, но посудите сами:
недостаточная мимика движения тела, скудность эмоций, непоследовательность в отношении ("тепло - холодно": "тепло" - накрыл своим пиджаком от дождя, "холодно" - тут же ведёт себя отстранённо, не слушает её; то демонстрирует внимание, то безразличие), он держит её в сомнениях:
- Я не знаю, любит ли он меня...
А дальше жертва делает все сама: романтизирует его, развивает в себе чувство вины, болезненную привязанность и т.п.
- Мы говорили!
- Мы ни о чем не разговаривали...
- Или это я...
- Как это могло случиться... Что я наделала!..
Ему тем проще, что она человек искусства, более чувствительная, всегда сомневающаяся в себе натура, несмотря на то, что объективно талантлива и очень красива, так что зацепить её играть ею не так уж сложно.
Первые две версии как-то меркнут на фоне третьей, как думаете?)
К образу, созданному Эммануэль Беар, у меня нет никаких претензий даже если принять во внимание однотипность её героинь этого периода (мне кажется, что в "Сердце зимой" и "Нелли и месье Арно" у неё даже гардероб один и тот же). Её скрипачка настолько красива, утонченна и искрення, что даже не приходит на ум её анализировать, просто смотришь и любуешься каждым кадром с ней.
Сердце зимой 1992
Мало того, считаю, что именно Беар "сделала" эту картину. Именно она нивелирует некоторое ощущение неполноты после просмотра, созданное героем Отёя. Она специально научилась играть на скрипке ради этой роли, и поэтому все сцены выглядят безупречно. Её игра одновременно служит саундтреком к фильму
Фильм мне очень понравился своей простотой, реалистичностью, однозначно рекомендую эту изысканную работу поклонникам Эммануэль Беар и Даниэля Отёя.
ПОДОБНЫЕ ФИЛЬМЫ
Этот фильм напоминает мне прекрасную картину "На исходе дня" с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон, если вы любите камерные психологические драмы, вам обязательно понравится.
Также перекликается в чем-то с "Пианисткой" Ханеке с Изабель Юппер в главной роли.