Было у меня однажды чисто женское настроение, которое можно выразить словами «хочу посмотреть фильм про любоооовь". Просмотрев кучу подборок про любовные треугольники (ну, интрига же!), выбрала фильм с названием «Братья» 2009 года, который позиционировался как фильм о любви двух братьев к одной женщине, очень романтичный и типично женский. Обрадовалась, бросилась смотреть…. И как обычно, вместо легкой мелодрамы, попала на серьезный фильм, поднимающий важнейшие общечеловеческие и психологические проблемы семьи, взаимоотношений родителей и детей, и, на мой взгляд, главную здесь, проблему адаптации к мирной жизни человека, побывавшего на войне. Любовный треугольник если и был в фильме, то настолько фрагментарно, и настолько неярко выраженный, что данную линию вообще можно не учитывать. Не понимаю, почему «Братья» везде находится в разделе про «любовные треугольники» и кто вообще эти подборки составляет.Вывод: нельзя доверять аннотациям, все проверяй сам.
Теперь непосредственно о фильме. Фильм хороший. Несмотря на то, что хотела я именно в тот вечер посмотреть нечто романтическое, время я потратила не напрасно.
Итак, это история двух братьев: один военный, гордость родителей и всей своей родины - Сэм, другой – недавно вышедший из тюрьмы хулиган Томми (Джейк Джилленхол), никоим образом не умеющий наладить отношения с отцом, для которого существует только первый, «хороший» сын.
Вот это деление «плохой сын - хороший сын» уже заставляет задуматься о правильности этих семейных отношений, где, по сути, должны поддерживать тех, кто сбился с пути истинного. Тем более что Томми уже с первых кадров вызывает только симпатию зрителей, он – тот, кто осознал свои ошибки, а это требует намного больше душевных сил, чем быть просто бравым офицером. В итоге именно Томми удастся не сломаться под тяжестью всех навалившихся на него горестей.
У Сэма есть счастливая семья, красавица жена (конечно, игра Натали Портман безупречна) и две любящих его дочки. Сэм без ума от своей семьи, он нежен, заботлив, чуток к своим близким (и к Томми в том числе). Но однажды он отправляется воевать и попадает в плен, после этого все меняется. Тоби Магуайр очень точно отобразил те эмоции, которые испытывает человек, вернувшийся с войны. Он не может найти себя, он стал подозрительным и вспыльчивым. Он не может открыться близким, он не может больше верить. Возникает ощущение, словно это два разных человека. Такой контраст подчеркивает две абсолютно идентичных и в то же время таких разных сцены: Сэм бреется в ванной, сзади к нему подходит любимая женщина и целует его в плечо. В начале фильма он откликается на ее нежность, они счастливы вместе. После плена он просит ее уйти, потому что он хочет спокойно побриться.
Вообще такие маленькие, но очень важные детали поведения Сэма, безумно трогают. Понимаешь всю потерянность этого несчастного человека, который словно боится жить, радоваться жизни, а вслед за этим осознаешь трагизм всей ситуации войны, того, как она ломает судьбы целых семей.
Не стоит и говорить, что отношения Сэма с братом также портятся, он не верит, что между его женой и Томми ничего не было, ему больно от того, что девочки-дочки любят дядю, а родного отца просто боятся. Томми, кстати, на протяжении фильма меняется в лучшую сторону благодаря семье Сэма, о которой он заботится, как о собственной, и которую искренне полюбил.
Война и плен показаны достаточно кратко, потому что режиссеру важнее было показать не саму войну, а ее разрушительные для личности последствия.
Какой я делаю вывод? Это отличный фильм, заставляющий задуматься о многих вещах, во многом тяжелый, но правдивый: все требуют от офицера героизма, его награждают, им восхищаются, но никого не интересует его моральное состояние, его душевные силы.
Мне понравилась игра актеров, понравилось то, как точно и детально изображены личностные изменения каждого из героев, их психологизм. Однозначно стоит смотреть «Братьев», особенно тем, кто любит психологические и философские фильмы.
P.S. Отмечу, что смотрится он легко, его нельзя назвать занудным или скучным.