Насколько я понимаю, в своем творчестве Булгаков возвращался к Москве неоднократно. С любовью описывал её улицы и людей, обхватывал силой мысли самые памятные места и храмы, которые, несмотря на воцарение атеизма как официального строя, были сохранены в виде памятников. Увы, не все, но самые значимые действительно смогли добиться "помилования".
Этот город никогда не отпускал автора. С тех самых пор, когда совсем молодой и никому не известный будущий писатель переехал в Москву, он находился под пъянящей атмосферой и красотой этих улиц. Так бывает, что конкретный город поражает вас с первых ноток и зданий, которые ухватил ваш взор. И все. Вы готовы.
У меня тоже есть любимый город, в котором я даже пытался жить, но не срослось. И что интересно -я не скучаю по людям, которых я знал там. Некоторые лица уже даже успели забыться, и я не вспомню вспомнить их даже если попытаюсь. Но улицы этого города. Его запахи и места, в которых я некогда был. Они навсегда запали в мое сердце. У меня есть мечта идиота однажды просто съездить туда на несколько дней, и вновь пройтись по ставшим родным улицам.
Так что я прекрасно понимаю Вас Михаил. Пожалуй, как никто другой. И пускай ваше сердце отдано другому городу, понять ваши чувства я могу.
"Москва краснокаменная" - очередной рассказ "московской тематики", в которой автор короткими, но очень емкими и насыщенному по содержанию предложениями передает дух очнувшейся Москвы. Залихватски и в тоже время обыденно описывает горожан, которые оказывают либо бывшими кулаками, и в некоторых из них еще виден лоск богатства.
Гуляй — не хочу.
Либо беднягами, которые влекут жалкое существование полунищеты, но надеются на славное будущее, которое должно вот-вот появиться. Разные люди ходят по этим славным улица. Упоминает писатель и Храм Спасителя, который возвышается над прочими постройками и зданиями.
— Э-э... два фунта...
Приказчик в белом фартуке:
— Слуш...с-с...
И чирк ножом, но не от того куска, в который спец тыкал, что посвежее, а от того, что рядом, где подозрительнее.
Это сейчас "купола" небоскребов пробивают небесные твердыни, а в 20-30 годах прошлого столетия Москва не могла похвастаться слишком большими высотками,и все больше перебивалась деревянными постройками и не самыми хорошими дорогами. Хотя насчет дорог тема отдельная : ) Порой складывается ощущение, что наши дороги не менялись со времен Ивана Грозного, который настолько сильно запугал бояр, что их потомки даже сейчас не хотят трогать дороги.
А мимо, по избитым торцам, — велосипедист за велосипедистом. Мотоциклы. Авто. Свистят, каркают, как из пулеметов стреляют. На автоконьяке ездят. В автомобиль его нальешь, пустишь — за автомобилем сизо-голубой удушливый дым столбом.
Машины ездят? Ну и пускай будет как есть. Зачем трогать? А то тронешь случайно, и дух самого Грозного явится сверкать очами на охальника, который осмелился менять веками устоявшееся мироздание.
Извозчики то вереницей, то в одиночку. Дыхание бури их не коснулось. Они такие, как были в 1822 г., и такие, как будут в 2022-м, если к тому времени не вымрут лошади. С теми, кто торгуется, — наглы, с «лимонными» людьми — угодливы:
— Вас возил, господин!
В этом рассказе автор уже чуть больше внимания уделяет не улочкам и зданиям, а пешеходом и машинам, которые нет-нет, а уже начинают тарахтеть по дорогам, подрезая кучеров, которые и сейчас готовы подвезти вас с ветерком, предварительно закрутив перед этим папироску.
— Граждане, нельзя с вещами.
— Да что вы... маленький узелочек...
— Гражданин! Нельзя!!! Как вы понятия не имеете!!
Странные ощущения вызывает этот рассказ. Полный тоскливой жалости к согражданам, которые сбиваются в толпу нищеты и голода. А среди них пестрят своим безукоризненным видом состоявшие на государственной основе чиновники и деятели. Что они делают непонятно. Но сытый взор и хозяйская поза сразу выдают в нем новое поколение "дворян", которых заменили партийцами.
Катит пестрый маскарад в трамвае.
На трамвайных остановках гвалт, гомон. Чревовещательные сиплые альты поют:
— Сиводнишняя «Известия-я»... Патриарха Тихххх-а-аана[2]!.. Эсеры... «Накану-у-не»... из Берлина только што па-алучена...
Михаил очень точно и в тоже время тонко подменяет простую как сам мир истину - может измениться государственный строй и даже его идеология. Но люди всегда будут продолжать делиться на богатых и нищих, на государственных служащих и остальных. И даже лозунги о равноправии не изменят эту прописную истину.
...И опять засыпает Москва. На огненных часах три. В тишине по всей Москве каждую четверть часа разносится таинственный нежный перезвон со старой башни, у подножия которой, не угасая всю ночь, горит лампа и стоит бессонный часовой. Каждую четверть часа несется с кремлевских стен перезвон. И спит перед новым буднем улица в невиданном, неслыханном красно-торговом Китай-городе.
А Москва? Да что Москва. Стоит столица-Матушка. Манит в свои сети. И зовет.И кто-то едет. Любит этот город и её ритм. А кто-то предпочитает "провинцию" и более спокойные города и области.
В десять по Тверской прокатывается оглушительный марш. Мимо ослепших витрин, мимо стен, покрытых вылинявшими пятнами красных флагов, в новых гимнастерках с красными, синими, оранжевыми клапанами на груди, с красными шевронами, в шлемах, один к одному, под лязг тарелок, под рев труб рота за ротой идет красная пехота.
Спасибо Булгакову за отличный рассказ, полный любви к этому странному городу. Я считаю, что это одна из отличных работ писателя, пускай и сделанная в столь малом формате. Однозначно рекомендую к прочтению друзья!