Опубликовано 5 Август, 2023 - 17:52

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения рассказа "пруд одиночества", который вызвал у меня скорее вопросы, нежели какие-то эмоции или привязку к персонажу произведения. Да, я понимаю, что писательница вольна писать так, как хочется ей, и что она совершенно не обязана предвосхищать какие-то мои ожидания. Но я все-равно очень сильно удивился этому произведению, так как у меня сложилось ощущение, что это какие-то наброски или начальная версия черновика для чего-то более продуманного и объемного.

Прюданс – увы, таково было ее имя[9], которое вдобавок совсем ей не шло, – Прюданс Дельво остановила машину на лесной просеке близ Траппа и беспечно, наугад, зашагала сквозь влажный и ледяной ноябрьский ветер.

Нечто подобное писал и я в молодости, когда мы с ребятами занимались текстовыми ролевыми играми, придумывали персонажей, и отыгрывали их судьбу. Будучи мастером ряда проектов, я делал сам себе черновики для будущих компаний, в которых должны были участвовать игроки, по по костяку и подачи мои тексты были идентичны "пруду одиночества". Нет, я конечно же не говорю, что рассказан написан плохо (Саган пишет отлично, кто же спорит), но вот наполнение получилось странным.

На ней было пальто из плотной шерсти, очень элегантное, цвета листьев. На ней был шелковый шейный платок; ей было тридцать лет, и довольно удобные сапожки позволяли ей находить настоящее удовольствие от собственной походки.

Поэтому концептуально идея интересная, но требуется развития произведения. Даже если Саган решила бы оставить историю в рамках рассказа, то, как минимум, хотелось бы чуть больше предыстории героини, и посмотреть что с ней будет дальше. Хотя бы немного заглянуть в те горизонты, к которым она устремилась, так как сейчас мы получили просто костяк без всего. Его, конечно же, можно прочитать и даже оценить, но хочется кроме косточки и прослойку мяса, знаете ли.

А то я не любитель сухих костей без всего.

Этот пейзаж напоминал ей Брейгеля, а Брейгель ей нравился. Нравилась ожидавшая ее теплая машина и музыка, которую она собиралась включить в машине. Нравилась мысль снова встретиться около восьми часов с мужчиной, который ее любит и которого она любит.

Так что назвать эту заготовку рассказом я не могу... При всем уважении к Саган, и несмотря на мою симпатию к её полнометражному формату. Вот романы у неё действительно восхитительные и пронзительные. Да, есть спорные произведения, над которыми можно посидеть и подумать, не согласиться с выводами автора, или и вовсе противопоставить этому свой опыт. Но здесь... Какие выводы я должен сделать? Что я могу понять про персонажа, если у меня вместо предыстории несколько коротких и общих фраз, и одна сцена, на которой она появится, чтобы затем сесть в машину, и уехать в неизвестном направлении.

Нравилась и мысль оказаться завтра на работе, говорить о рекламе с Марком, превосходным другом, с которым она работала больше пяти лет. Они скажут друг другу, смеясь, что лучший способ продать какой-нибудь стиральный порошок – это доказать, что он в итоге стирает серее других.

Я не могу назвать себя любителем такого формата, и потому вынужден поставить отрицательную оценку предложенной истории. В свое "оправдание" хочу сказать, что это лишь выражение частного (моего) мнения, а не какая-то объективная критика или попытка проанализировать текст. Да и нечего тут анализировать - несколько страниц, и все. Говорю же - напоминает скорее какую-то черновую идею, которая попала в руки редактора, решившего издать её в сборнике.

Как говорится, все пригодится.

Ведь в сером люди нуждаются больше, чем в белом, в тусклом – больше, чем в блестящем, в поношенном – больше, чем в износостойком.

Произведение выходило в антологии "шелковые глаза", но если верить информации в сети, то также выходил сборник с название в честь этого рассказа. Правда или нет не знаю, специально не проверял. У меня "пруд одиночества" шел именно в этой версии.

Переводчик: Ефимов Л.

Издательство: Эксмо-Пресс, 2017 г.

Серия: Minibook

Страниц: 128 (Газетная)

Масса: 62 г

Размеры: 166x113x5 мм

"Сюжет" рассказа строится вокруг внутренний ощущений героини, которая проезжала мимо пруда, и решила тут остановится, чтобы подышать свежим воздухом, насладиться вечерней прохладой. Да и просто подумать про жизнь-матушку. Как она дошла до ручки, о чем раньше мечтала, и что дальше делать. Да, признаюсь честно, что моя первичная мысль о том, что она собирается утопиться нафиг оказалась неверной. Тут ничего такого не будет, но я почему-то был свято убежден, что Саган решила прикончить свою героиню.

Ей нравилось все это, в самом деле, очень нравилась ее жизнь: много друзей, много любовников, забавное ремесло, даже ребенок, и вкус к музыке, к книгам, цветам и пляшущему на поленьях огню.

Не знаю почему у меня возникла эта мысль в голове, но вот она была. Правда, оказалась неверной трактовкой предложенной эмоциональной сцены героини. Которая просто стояла, и дышала воздухом. Что творилось у нее в голове в этот момент? Почему она оказалась здесь, в глуши, совершенно одна? Об этом и пытается поведать произведение, которое я даже не могу назвать полноценным рассказом в силу его небольшого объема. У нас даже нет никакой предыстории персонажа. Только внутренний монолог, который периодически возникает в голове каждого человека. Даже самого счастливого, и вечно улыбающегося на публике.

Вправо ответвлялась тропинка. Имелся и щит, объявлявший, обещавший: «Голландские пруды». Мысль об этих прудах в закатном солнце, с камышами, кустами утесника, а быть может, и с утками, немедленно ее соблазнила, и она ускорила шаг.

Думаете, что у таких "счастливчиков" нет своих демонов? Даже святые люди подвергаются искушению и страстям, чего уж говорить про обыкновенных людей, которые просто живут своей рутинной жизнью.

«Похожи, – подумала она, – на вены стариков: не видно, как по ним течет кровь. Знаешь, что течет, но не слышишь ее и не видишь. И с этим деревом почти то же самое: тут больше нет сока. Нет сока, пульсации, возбуждения, желания делать, делать глупости, делать работу, заниматься любовью, действовать, что там еще…»

"Пруд одиночества" - это такой философский черновик/зарисовка, из которого могла получиться действительна интересная и грустная история. Про чью-нибудь порушенную жизнь, про несбывшиеся ожидания человека, которая всю жизнь пыталась строить счастье не с тем человеком. Да что угодно. Но вместо это мы получили что-то невнятное и непонятное. Есть место, есть человек. Она стоит и думает о своем.

Действительно, показался пруд, причем очень скоро. Серо-голубой, хоть и без уток (даже тени их не наблюдалось), он был все же усыпан опавшими листьями, которые медленно тонули один за другим по последней спирали и все, казалось, просили помощи и защиты. У всех этих мертвых листьев был вид Офелии.

Монолог рванный и общий. Скорее это даже просто передача эмоций, нежели что-то осмысленное. После чего ничего не происходит. Все выводы и итоги делаются точно также в голове героини. И я с этого, признаться честно, выпадаю в легкий осадок. Я просто не понимаю в чем смыл таких вот историй. Какой смысл в них вкладывала писательница? Что она пыталась нам поведать с помощью этого огрызка?

Что иногда всем бывает плохо и одиноко?

Когда счастлива, делая то, что тебе нравится – и когда нравишься другим, – незачем сидеть на поваленном стволе, в одиночестве, в холоде, на берегу пруда, о котором никогда раньше не слышала. На самом деле в ней нет ничего «невротического», как они, другие, говорили о несчастных людях (о тех, по крайней мере, кому больно жить).

Да, представьте себе, такое действительно иногда происходит с людьми. Не только с персонажем рассказа, но с каждым человеком на планете. Мы не машины, и можем устать. У нас могут кончиться силы или эмоции на то, чтобы пережить очередной стресс или драму в жизни. И что дальше? Что Саган хотела рассказать нам этим произведением? Простите, я не понимаю.

«В самом деле, – сказала она себе, – может, мне просто нужно немного побыть одной? Может, я никогда не остаюсь одна, уже давно? Может, это озеро обладает пагубными чарами? Может, вовсе не случай, а рок привел меня на его берега? Может, долгая череда волшебства и злого колдовства окружает Голландские пруды… Они ведь так называются…»

Я остался в недоумении и растерянности после знакомства с этой историей. Ни начала, ни внятного конца. Только какой-то странный монолог уставшего человека, которая остановилась на одном месте. Наверное, не самое удобное сравнение, но у Харуки Мураками бытовой реализм получается в разы лучше и интереснее, нежели у Саган. Потому что он тоже любит истории без начала и конца, просто рассказывая конкретную сцену из жизни персонажа.

Вот только его читать действительно интересно и увлекательно. А вот здесь у меня все стопорится уже в который раз и буксует. Увы, но чуда не случилось, и очередной черновик писательницы получает от меня только два балла из пяти. Не рекомендую.

††Ищущи醆не рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
05.08.2023
Читала ее, такой скучный бред)
Смотрите также