Опубликовано 31 Май, 2020 - 02:56

Томас де Квинси, или де Куинси (Thomas de Quincey) — английский писатель, эссеист, автор знаменитой «Исповеди англичанина, употребляющего опиум». Её продолжением должно было стать полное издание Suspiria de Profundis («Воздыхания из глубины души») - сборник из 32 коротких эссе, написанных в жанре психологической фантазии, - но, к сожалению, многие из этих эссе не дошли до наших дней.

«Левана и Богородицы Скорби» - одна из частей Suspiria de Profundis, произведение, основанное на видениях автора, вызванных его пристрастием к опиуму, и вдохновившее итальянского режиссёра Дарио Ардженто на создание фильмов о Трёх матерях.

 

Эссе Томаса Квинси мне захотелось прочесть после просмотра «Суспирии» - первого фильма из трилогии Дарио Ардженто. Откровенно говоря, не скажу, что осталась от него в восторге - версия 2018 года понравилась на порядок больше - однако всё же возникло желание досмотреть трилогию до конца, попутно ознакомившись с произведением, послужившим основой для её создания.

Оригинальное название: Levana and Our Ladies of Sorrow

Автор: Томас де Квинси

Язык оригинала: английский

Год первой публикации: 1845

Жанр: зарубежная литература, проза, эссе, стихотворение в прозе, психологическая фантазия

 

Где взять: предположительно - только в сети, в электронном формате. Предложения о продаже бумажной версии книги мне на глаза не попались ни разу.

Сколько заплатить: на сайтах, где встречалось произведение, денег не просили, так что ознакомиться с ним можно совершенно бесплатно.

 

О сюжете

Как и множество других работ де Квинси, «Левана и Богородицы Скорби» основана на видениях, вызванных употреблением наркотических веществ. Это произведение представляет собой краткий рассказ о встрече автора с божествами Древнего Рима.

Первая из них носит имя Левана и покровительствует детям. Эта богиня никому не являет своего лика, но незримо присматривает за малышами с самого их рождения.

Подле Леваны находятся ещё три божества, связанные сестринскими узами - автор зовёт их девами (или же Богородицами) Скорби. Каждая из них служит своему предназначению.

Старшая из сестёр - Богородица Слёз - является к скорбящим, оплакивающим усопших.

Средняя - Богородица Вздохов - обретается возле отчаявшихся, лишённых какой бы то ни было надежды.

А самая младшая (и одновременно самая ужасная) сестра, именуемая Богородицей Мрака, посещает людей, чей разум склонен к безумию.

По утверждению де Квинси, ему выпало на долю познакомиться с каждой из этих девушек. Вполне возможно, так оно и было. И, что любопытно, не ему одному - очень похожая тематика проскальзывает, например, в сказках Ханса Кристиана Андерсена. В его «Калошах счастья» есть героиня, которую автор называет феей Печали, и по описанию она довольно сильно смахивает на одну из Богородиц. А вот цитата из ещё одной его сказки:

Вот она, жемчужина скорби, последняя жемчужина, без которой не полон венец земных благ! Она ещё ярче оттеняет блеск и красоту других. Видишь в ней сияние радуги — моста, соединяющего землю с небом? Теряя близкое, дорогое лицо здесь, на земле, мы приобретаем друга на небе, по которому будем тосковать. И в тихие звёздные ночи мы невольно обращаем взор к небу, к звёздам, где ждёт нас иная, совершенная жизнь. Взгляни на жемчужину скорби: в ней скрыты крылья Психеи, которые уносят нас из этого мира!

 

В сюжете этого произведения тоже можно заметить явную аналогию с одной из сестёр. Это очень интересно и наталкивает на определённые размышления.

 

О впечатлениях

Приступая к прочтению «Леваны...», я невольно обратила внимание на цифры в нижнем уголке читалки - Moon Reader уверял, что потратить придётся совсем мизерное количество времени, и это как-то насторожило. Подумалось, что мне попался какой-то ознакомительный фрагмент, и скачанное произведение в итоге оборвётся на самом интересном месте. К счастью, этого не случилось - эссе и впрямь было очень коротким. Сомневаюсь, что при самом неспешном чтении на него может уйти больше десяти минут.

Стиль изложения у автора несколько своеобразный - витиеватый, многословный, подчёркнуто высокопарный, эмоционально-надрывный и очень похожий на отдельные творения всё того же Андерсена. По крайней мере, у меня сложилось чёткое впечатление, что произведение принадлежит перу знакомого с детства сказочника. Не исключаю, что в этом есть заслуга перевода - может, над ним поработал один и тот же человек?..

Как бы то ни было, такой слог мне привычен, и с ознакомлением сложностей не возникло. Прочла в считанные минуты, с большим интересом - до этого как-то не приходилось слышать о Леване и её приспешницах.

Произведение существенно разъяснило для меня образы Елены Маркос из «Суспирии» Ардженто и Сьюзи Бэннион из фильма Гуаданьино (кстати, второй, на мой взгляд, намного ближе к концепции де Квинси). В целом, сложилось впечатление, что я прочла старинную легенду - красивую, грустную и завораживающую. Очень захотелось раздобыть весь сборник - точнее, все его части, дошедшие до наших дней - и ознакомиться с творчеством автора более подробно.

Однозначного финала у эссе нет - в принципе, это и неудивительно, учитывая первоначальную задумку автора и некоторые особенности его личности. Впрочем, начала тоже как-то не наблюдается - по сути, де Квинси просто описывает одно из своих многочисленных видений. Это любопытно, увлекательно и вместе с тем жутко - если всерьёз задуматься над тем, что человеческий мозг способен генерировать такие фантасмагорические сюжеты, становится несколько не по себе.

Возрастной ценз на произведении не установлен, и в сюжете я не увидела ничего крамольного, вынуждающего усиленно прятать книгу от детских глаз. Да, «Левана...» определённо не похожа на лёгкую сказочку, но уж точно не страшнее некоторых творений, вроде бы рассчитанных на малышей - тех же японских народных сказаний. Хотя читать её целенаправленно ребёнку до 12 лет, наверное, всё же не стала бы.

 

И краткий итог:

➕ своеобразный эмоциональный слог;

➕ красивая история;

➕ интересное описание римского божества;

➕ очень быстро читается.

 

В общем, произведение Томаса де Квинси мне понравилось и показалось очень интересным. Никаких недостатков в «Леване и Богородицах Скорби» не нашла, а потому уверенно ставлю книге пять баллов из пяти и рекомендую её к прочтению.

Достоинства
  • Весьма увлекательное описание римского божества
  • Занимательный слог
  • Интересная, своеобразная история
  • Определённое сходство с творчеством Андерсена
Funtime Foxyрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Интересненько 🤔
31.05.2020
Согласна 😊
31.05.2020
не очень люблю такой слог (судя по скринам), но черт возьми, заинтересовало))
31.05.2020
Мне интересно теперь остальные части почитать) И «Исповедь англичанина, употребляющего опиум» тоже))
31.05.2020
Ох, не люблю такой высокопарный слог, не уверена, что буду читать)) но отзыв, как всегда, чудесный - исчерпывающий, точно понимаешь, что представляет собой героиня отзыва)
31.05.2020
Спасибо! 😊 Вот мне реально почему-то Андерсена напоминает, а в детстве я любила его сказки, вот таким слогом написанные. Не знаю даже, почему)) Но, само собой, это на любителя, да
31.05.2020
Однозначного финала у эссе нет - в принципе, это и неудивительно, учитывая первоначальную задумку автора и некоторые особенности его личности.

Блин, произведение классное, просто не могу не пошутить с легкой долей самоиронии, что вот это вот нет конца очень мне напоминает то, как я пошла на кухню, и забыла по пути зачем Big smile

Какие же эти Матери Вздохов красивые, все-таки, что Дакота в той сцене в черном прозрачном платье, что на иллюстрации дама. Из всех по ознакомлению с эссе по отзыву, она моя самая любимая осталась Big smile А можно мне обещанную ссыль? Innocent
31.05.2020
пошла на кухню, и забыла по пути зачем
Во-во, тоже бывает Big smile В такие моменты мне кажется, что я - персонаж Sims, а игрок отменил действие Big smile

Мне тоже Богородица Вздохов почему-то ближе других показалась) И вот стойкая ассоциация возникла с Дакотой - прямо идеально в этот образ вписывается))
Ничено себе, это должно быть интересная штука. Попробую прочесть.
31.05.2020
Мне интересно было) Хочу теперь всё остальное у него почитать))
31.05.2020
У Андерсена кое - что люблю. Кое - что внушает трепет, ибо он умеет заглянуть туда, куда не очень - то и хочется порой. Наверное, прочту и это, захотелось сравнить. Спасибо, что выкапываете для нас такие перлы 😊!
31.05.2020
Согласна - у Андерсена прямо жуткие произведения есть. Помню, в детстве читала «Анне Лисбет», «Ледяную деву», «Дочь болотного царя» и некоторые другие его сказки - действительно пробирало в эмоциональном плане очень сильно. Уже в более взрослом возрасте сложилось впечатление, что глубоко несчастным человеком он был, даже надломленным каким-то.

Спасибо, что выкапываете для нас такие перлы 😊!
И Вам за тёплые слова спасибо - очень приятно Shy
31.05.2020
Некоторые дети от сказок Андерсена плачут. Слишком там много жизненной (взрослой) философии, размышлений на тему жизни и смерти, печали... "Девочка со спичками", например, или "Иб и Христиночка".
31.05.2020
Отличный отзыв. Поддержу его. Спасибо.
31.05.2020
Благодарю Вас!))
01.06.2020
Мне от подобной тематики жутковато становится. Жутко, но руки сами к такому тянутся.
01.06.2020
Поддержку каждое Ваше слово: пока дочитывала отзыв и комментарии к нему, вот именно это хотела написать! 👍
01.06.2020
Вот да - есть нечто притягательное в страшном)
01.06.2020
Своего рода магия кошмара) Как вот говорят, что не только красивое притягивает, но и жуткое. У меня тоже руки сами тянутся ко всякой жутковатой тематике)
01.06.2020
Слышу "опиум" - вспоминаю По Smile
01.06.2020
И Бодлера можно вспомнить ещё Wink
Смотрите также