Наверное для многих, трагическая судьба Фридриха Ницше привлекает больше чем его философия. С одной стороны, нам рисуют чуть ли не бога громовержца Зевса, чей взгляд пронизывает небеса и землю, уничтожает ценности и провозглашает смерть бога. С другой стороны - одинокая сутулая фигура, проживающего жизнь в полном одиночестве полной боли и отчаяния.
Вот нашел недавно такую книгу в букинистическом магазине.
Вот как его описывает Цвейг:
"Порог переступает неуверенная, сутулая фигура с поникшими плечами, будто полуслепой житель пещеры на ощупь выбирается на свет. Темный, старательно почищенный костюм; заросли волнистого, темных волос; темные глаза, скрытые за толстыми, почти шарообразными стеклами очков. Тихо, даже робко, входит в двери; странное молчание окружает его. Все разоблачает в нем человека, привыкшего жить в тени, далекого от светской общительности, испытывающего почти неврастеничных страх перед каждым громко сказанным словом, перед всяким шумом ".
И вот он снова в маленькой, тесной, неуютной, бедно обставленной chambre garnie; стол завален бесчисленными листьями, заметками, рукописями и корректурами, но нет на нем ни цветов, ни украшений, почти нет даже книг, и лишь изредка встречаются письма. В углу тяжелый, неуклюжый сундук, вмещающий все его имущество - две смены белья и второй, поношенный костюм.
Пятнадцать лет продолжается это странствование с chambre garnie в chambre garnie - неизвестный, неопознанный, им одним только прожитый, ужасный путь в стороне от больших городов, через плохо меблированные комнаты, дешевые пансионы, грязные вагоны железной дороги и постоянные болезни, в то время как на поверхности эпохи до хрипоты горланит пестрая ярмарка наук и искусств.
Кант против Ницше.
С одной стороны Цвейг показывает нам Ницше слабым одиноким отшельником. С другой стороны демонстрирует Ницше как великого человека, с величием духа и смелостью противостоять болезни. Также Цвейг описывает Ницше как истинное воплощение Диониса, который всегда находится в бешеном экстазе ощущений.
А где-то недалеко в Германии живет Иммануил Кант (это сравнение автора). Его путь к истине можно обозначить как постоянное восхождение к интеллектуальным вершинам. Но также автор сравнивает и к размеренной семейной жизни.
Этот принцип унаследовали все его духовные сыновья Шеллинг, Фихте, Гегель и Шопенгауэр. Их тяга к философии лишена даже намека на демонизм: это - воля к более высокому порядку, к системе, честная немецкая воля к дисциплине духа, к архитектонической упорядоченности бытия. Здесь нет того античного платоновского эротического запала, а по мнению Цвейга, только семейная жизнь и тяжелая работа.
В Ницше страсть к познанию - продукт совсем другого темперамента, противоположного полюса чувств. Его отношение к истине наполнено демонизмом, трепетная, напоена горячим дыханием, гонимая нервами, любознательный жажда, ничем не удовлетворяется, никогда не иссякает, нигде не останавливается, ни на каком результате, и, получив ответ, нетерпеливо и неудержимо стремится вперед, снова и снова спрашивая.
В конце концов не видит ничего, кроме своей страсти. Поэтому, пора наконец раз и навсегда оставить школьные вопрос: чего хотел Ницше? что думал Ницше? к какой системе, к которому мировоззрения он стремился? Ницше ничего не хотел: в нем наслаждается собой непреодолимая страсть к правде. Он не знает никаких "для чего?": Ницше не думает ни о том, чтобы исправлять или поучать человечество, ни о том, чтобы успокоить его и себя; его экстатическое опьянения мышлением - самоцель, катарсис, вполне своеобразное, индивидуальное и стихийное наслаждение, как любая демоническая страсть.
«Ницше был маяком в воздушной стихии, предгрозовой молнией, большим шумом на горных вершинах, предвещающий бурю в долинах - никто с такой метеорологической точностью не предчувствовал силу будущего катаклизма нашей культуры».
Трагедия Фридриха Ницше - монодрама: на сцене своей короткой жизни он сам является единственным действующим лицом. В каждом лавиной ниспадающем акте стоит одинокий борец под грозовым небом своей судьбы; никого нет рядом с ним, никого вокруг него, не видно женщины, смягчала бы своим присутствием напряженную атмосфер
Потому что в эти величайшие мгновения для трагедии Ницше нет ни зрителей, ни слушателей, ни свидетелей в немецком мире.
"Распростертым на улице Турина находят чужие люди самого чужого человека эпохи. Чужие руки переносят его в чужую комнату на Via Carlo Alberto. Нет свидетелей его духовной смерти, как не было свидетелей его духовной жизни. Тьмой окружена его гибель и священной одиночеством. Никем не сопровождаемый, никем не узнанный, погружается светлый гений духа в свою ночь".
Как к человеку, я чувствую к Ницше симпатию и сопереживание. Таки очень сложный путь он прошел, который нам и не снился в страшных кошмарах. Но это его путь и сделанный ним выбор. Свои болезни он лечил сам, потому, что не доверял врачам. Возможно врачи смогли бы ему помочь, и с ним не случилось бы безумия. Его одиночество тоже его выбор. Стоит ли сопереживать человеку, сделавший свой, может и не удачный, выбор?
Его же философия вызывает у меня отторжение. Синтез гениальности и безумия, ужасающие мысли в голове полной болей и бессонницы. Возможно Ницше как футуролог, визионер, действительно хорош, но его философские идеи как минимум сомнительны.