Если вы имели опыт общения с французами, то вы точно знаете с каким чувством собственничества они относятся к странам севера Африки, которые в представлении среднестатистического жителя Пятой республики являются «заморскими территориями» Парижа. Понятно, что жители этих самых «заморских территорий» имеют свой взгляд на подобные особенности восприятия французов, что нередко приводило к кровопролитию.
Фильм «Битва за Алжир» повествует об ожесточенной борьбе за североафриканскую страну в середине прошлого века, когда представители правоохранительных органов и регулярных вооруженных сил тогда еще Четвертой республики противостояли подпольному движению Фронта национального освобождения (ФНО) Алжира. Фронт смог сформировать хитроумную организационную структуру, которая позволила ей вести террористическую деятельность с территории «мусульманской части» Алжира. В ответ французы начали использовать массовые облавы и пытки, чтобы вынудить местное население выдать военным подпольщиков. Первые стычки очень быстро перерастают в тотальное противостояние, когда вся столица Алжира переворачивается с ног на голову.
Если кто-то пытался заявлять о «беспристрастности» Александра Рогожкина в его пресловутом «Блокпосте», то тут итальянский режиссер Джилло Понтекорво дает Рогожкину десять очков вперед. С ужасающей беспристрастностью Понтекорво демонстрирует сцены подрыва публичных заведений алжирскими террористами, от которых все внутренности у зрителя сжимаются в узел. Вот счастливые парочки, дети с родителями и местные франты крупным планом, но ты уже знаешь, что через пару секунд все взлетит на воздух!
Но затем сцены терактов сменяются бесчеловечными пытками, которым подвергают мирных алжирцев, подрывом целых улиц, где скрывают боевики ФНО, а также фашистскими облавами в предрассветные часы. И самые тяжелые кадры — плачущий старик, который пережил пытки, но страдает не из-за того унижения, которому его подвергли, а из-за того, что он все-таки выдал местонахождение своих товарищей.
С кинематографической точки зрения фильм снят безупречно и отсутствие крупных ролей не помешало режиссеру пусть и бегло, но познакомить нас с яркими персоналиями адского противостояния. Беспристрастность режиссера играет важную роль в творческой задумке, поскольку Понтекорво попытался нам показать, что это не он, а сама история вынесла свой приговор колониализму, и что жестокая охота за борцами за справедливость лишь приумножает количество сторонников этих самых борцов.
Кстати, фильм и сегодня демонстрируется военным в различных странах мира в ходе подготовке к боевым операциям как наглядное пособие по ведению партизанской войны. Неудивительно, что во Франции он долгое время был и вовсе запрещен к показу, поскольку в отличии от современных «вояк», французы хорошо поняли творческую задумку Понтекорво, но при это не оценили её. А жаль, ведь его гуманистическое предупреждение остается актуальным по сегодняшний день.
Какой у Вас особый стиль ! Не устаю удивляться. Даже не скажу , что для меня интереснее- читать Ваши тексты, или смотреть фильмы, которые Вы обозреваете ☺️
Благодарю за комплимент ☺️ Интересно было бы прочесть Ваши рецензии на некоторые особенно потрясшие воображение и внутренний мир, картины.. Но «заказывать» не буду. Тем более, мне показалось, или Вы пишете именно о ретро кино?