Всем привет!
Сейчас я редко покупаю бумажные книги, зато моя электронная библиотека насчитывает несколько сотен книг. Этот сборник я покупала давно, лет 15 назад, когда электронные книги и смартфоны были роскошью.
Недавно меня посетило настроение почитать что-нибудь "в бумаге" и я решила перечитать этот сборник.
АннотацияОформление
Книга издательства "Азбука-Классика" оформлена в стиле "pocket-book". Одно время была очень популярна эта серия книг в зеленой обложке.
Бумага не тонкая, но серая и шероховатая. Шрифт основного текста вполне комфортный для глаз, а вот сноски в конце издания и вся дополнительная информация мелковата.
Сама книга не очень крепкая, её читали всего пару раз, а она уже посыпалась: страницы вылетают, а сама она расходится, хотя я достаточно аккуратный читатель.
Книга состоит из 9 рассказов различных английских авторов. Рассказы напечатаны в хронологическом порядке, в зависимости от года написания (т.е. сначала идут более ранние рассказы и венчают сборник рассказы начала 20 века).
Оглавление
Этот жанр появился в Англии еще в 18 веке, на удивление он прижился, читатели его полюбили и "страшилки" стали очень популярными. С годами почитателей у этого жанра становилось все больше и я, кстати, не исключение.Все рассказы объединены присутствием необъяснимого в сюжете, но все они очень разные и непохожие.
Открывает книгу рассказ "Карета-призрак", давший название целому сборнику, 1864
Амелия Эдвардс
"Карета-призрак" - классический английский рассказ о привидениях. Он был написан во второй половине 19 в. (в то время этот жанр в Англии был довольно популярен). С чем паранормальным придется встретиться читателю, становится понятно уже из названия.
Мне не понравилось в рассказе очень долгое вступление. Автор нагнетает атмосферу, но к мистике это не имеет никакого отношения. Ей посвящено совсем немного места в конце рассказа, а хотелось бы, чтобы было наоборот."Окно библиотеки", 1889
"Окно библиотеки" - рассказ английской писательницы Маргарет Олифант.
Рассказ ведётся от лица молодой девушки, которая приехала на лето погостить к своей тёте в Шотландию. Там она всецело предается мечтам, читает книги и наблюдает в окно за небом, прохожими, и окном в библиотеке. Это окно вызывало немало споров по ходу рассказа, но у героини есть своя собственная точка зрения.
Рассказ написан легко, в духе английских женских романов 18-19 века, но сам сюжет не слишком о паранормальном. Точнее сказать, писательница всё пытается к этому подвести... но я как всегда ожидала большего.:)
Весь рассказ наполнен чувством ожидания, Маргарет Олифант продолжает нагнетать атмосферу, подкручивать интерес, я все время была в предвкушении, а в итоге развязка оказалась какой-то смазанной.А было ли действительно что-то сверхъестественное, или все это было лишь плодом воображения мечтательной девушки?
Рассказ "Третья сторона", 1899
Генри Джеймс
С творчеством Генри Джеймса я неплохо знакома, но не могу сказать, что это мой любимый автор.
Произведения Генри Джеймса слишком философские, наполненные размышлениями о красоте и искусстве. (Например, "Женский портрет", "Трофеи Пойнтона").
"Третья сторона" в этом плане сильно отличается от того, что я читала раньше. Здесь нет затянутости, а рассказ действительно мистический.
Старый английский дом, который получают в наследство две кузины Эми и Сьюзен, хранит в себе тайны, о которых леди сначала даже не догадываются.
Рассказ хорошо построен и заканчивается вполне логично, без смазанности и двусмысленности. Так что, я была приятно удивлена.
Единственный минус для меня - язык автора. То ли это заслуга переводчика, то ли Генри Джеймс реально так писал, но рассказ сплошь и рядом состоит из витиеватых и устаревших оборотов.
"История о призраке, рассказанная одной женщиной", 1906
Элджернон Блэквуд
Как становится понятно из названия - это рассказ в рассказе.
Это совсем небольшая история, а в маленький рассказ сложно уместить интересный сюжет и героев.
Этот рассказ полностью оправдывает свой жанр - мистика и паранормальное. Здесь нет ни намека на то, что это кому-то показалось ,автор уверенно отсекает к этому пути, заявляя - да, они существуют!
Автор использует для своего рассказа самые мрачные декорации - бедный , грязный район Лондона; старый, нежилой дом; ночь. Простенько, но в духе своего времени.
"Аббатство Тернли", 1908
Персеваль Лэндон
Пожалуй, это самый интересный и удачный рассказ из всего сборника.
Он создан по классической схеме - это рассказ в рассказе, где основное действие связано со старым домом (аббатством), которое досталось одному из героев по наследству. Этот рассказ наполнен мистикой от начала до конца, в нем нет места случайности или недосказанности.
Возможно, это объясняется тем, что написан он в начале прошлого века, когда паранормальное вновь входит в моду (всякие магические кружки и спиритические сеансы и т.д.).
"Аббатство Тернли" - добротная страшилка, с множеством подробностей, которую нужно читать вечером при приглушённом свете.
Рассказ, конечно, вряд ли напугает взрослого, но вот соответствующее настроение обязательно создаст.
"Предостережение любопытным", 1925
Монтегю Родс Джеймс
"Предостережение любопытным" - это история о привидениях, в которой присутствует ещё и дух приключений, древних легенд и утраченных сокровищ.
Автор очень подробно описывает пейзаж, город, природу, где произошла история и, к слову, пейзаж этот совсем не мрачный и даже жизнерадостный.
Нет в этом рассказе практически ничего, что нагоняет мрак и этим он выгодно отличается от других рассказов сборника.
"Искупление",1928
Эдвард Фредерик Бенсон
Бытует мнение, что каждый дом хранит свои секреты, тайны своих бывших жильцов. Такое ощущение, что в Англии практически каждый дом имеет свою мрачную тайну, только об этих тайнах не рассказывают сторожилы вновь прибывшим жильцам, временным и постоянным, и они становятся абсолютно безоружными, сталкиваясь со всякими странностями.
Два друга-холостяка, желающие отдохнуть от толп народа и суеты города, снимают домик в нетуристической деревушке на южном побережье.
Отдых проходит на ура - солнце, жара, море и купание! Может, жара действует на мозг так губительно, что им начинают мерещатся странные вещи, которых вроде как и быть не может. Таинственной атмосферы добавляют ещё и немногословные местные жители... Но это не пугает друзей и они готовы разобраться в секретах старого дома.
Мне понравился увлекательный слог автора, рассказ читается очень легко и создает мистическую атмосферу.
"Маленькое привидение",1931
Хью Уолпол
Это рассказ в рассказе, где рассказчик просто хочет поделиться своей историей и поведать о наболевшем, но для пущего интереса вплетает в нее привидение.
Выглядит так, что мистическая линия здесь притянута за уши, как бы между делом. Рассказчик слишком долго подводит к ней, естественно начинаешь ждать большего, а в итоге какое-то нелепое появление того самого обещанного маленького привидения.
На мой взгляд, это немного посредственный рассказ, который обещает больше, чем есть на самом деле."Как бы в тусклом стекле",1935
Джон Рэндольф Шейн Лесли
Этот рассказ привидениях абсолютно не открывает личность автора. Рассказчик использует безликую форму "мы". В этом рассказе объединены две истории, которые показались рассказчику очень похожими, хотя мне они не кажутся связанными.
Одна из них, о фотографиях египетского саркофага, вторая - о витражном окне одной церкви. Обе эти истории с мистическим оттенком, но без подробностей, без атмосферы, просто констатация данных - так случилось.
И, если сами истории меня не слишком зацепили, то очень понравился стиль автора. Даже такой маленький рассказ написан слишком хорошо и чтение доставляет удовольствие.В заключении
Рассказы из сборника - это прапрадедушки и прапрабабушки современных мистических романов и рассказов. Сейчас этот жанр так эволюционировал, что поражает своими интригами и сюжетными поворотами. Эти же рассказы намного проще и наивнее, взрослого человека ими не удивишь и не напугаешь, а вот очень юным особам сборник может понравиться.
Все рассказы оставили после себя разное впечатление, одни - шикарно написаны, другие привлекли меня своей задумкой, но большинство меня разочаровали: мне не хватило мистики, атмосферности, интересного сюжета; порой было даже скучновато.