Мне редко попадаются хорошие документальные фильмы. Ещё реже, фильмы – произведения искусства. Иногда даже начинаешь ду.мать, что в 21 веке их больше не снимают (невыгодно, нерентабельно и всё такое прочее). Но, оказалось, Режиссёры-художники всё-таки продолжают рождаться, а порох в пороховницах не все тратят на «ширпотреб».
Разве можно придумать в документальном кино что-то, чего не было до тебя. Все эффекты, трюки давно изобретены, опробованы и благополучно слямзены, сотни раз. И тут – бац – Грегори Кольбер. Со своими экспедициями по всему земному шару, от Антарктики до Кении.
Казалось бы – а в чём сенсация? Ну много разных зверей, ну контактируют с людьми. Ничего уникального. Ан нет. Того, что ты видишь на экране, просто не может происходить на яву. Даже у хорошего автора фильмов про животных. Это НЕреально.
Канадец Кольбер, явно не фотограф/художник/режиссёр по профессии. Как-то неловко говорить такое, но… он… колдун. Всамделишный. Настоящий. Потому что, иначе – как он делает это?! Как заставляет природный мир показывать исподнее. Где находит ТАКИХ людей, зверей, места. Почему они все раскрываются перед ним, до конца. А ведь это не постановочная съёмка, не воспитанники зоопарка на прогулке в океане. Дикий, первобытный, непредсказуемый мир, стихия. Доверяет ему, человеку. Невероятно. За гранью…
Колдовство. Грегори действительно творит его – музыкой, образами; песком, волнами – уводит нас в другую реальность. Показывает «пространство», где возможно все. Танцевать с китами под толщей воды, не дыша. Спать в колыбели слоновьих ног. Не имея крыльев, разделять с птицами их полёт.
Времени нет. Оно остановилось, ушло. Есть только люди и гепарды – спина к спине. Женщины, чувствующие пустыню. Дети, слышащие голоса бархан.
Безусловное доверие. Зверя и человека, друг другу. Полное единение. Никакого подвоха. Страху нет места. Только принятие и уважение. Так просто и гениально. Не враги – друзья. Общение без слов, когда тишины достаточно.
Деревья и камни. Земля – небо. Коричневое и белое. Шёпот – песня. Отсутствие границ. Условность формы. Движение соединяется с неподвижностью. Всё чередуется и перемешивается, создавая гармонию жизни.
У меня не получилось понять этот фильм в 20 лет. Казалось, так мало информации, структуры, драйва.
В 30 – я не могу оторвать глаз. Душа откликается на него. Столько значения, многозвучности, красоты… «Моё сердце словно старый дом, окна которого не открывали годами», а сейчас открыли. И оно благодарно.
Канадский мечтатель доказал мне, что мир огромен, а я не знаю и тысячной доли. Но могу узнать. Если захочу видеть.
_________________________________
Как ужиться с совушкой
Абхазскими тропками
Где прячется счастье
Призраки Старой Сарепты