Никогда не считал себя поклонником творчество Толкиена (я не отрицаю его значимость и вклад в литературу, мне просто не нравится созданный им мир, и у меня МНОГО претензий к его злодеям. Впрочем, нет, не только к ним. У меня МНОГО вопросов ко большинству персонажей Средиземья), но тут пригорело даже у меня. И некоторые мои друзья еще спрашивают почему я так не люблю фанфики, и почему не понимаю тех, что не только тоннами поглощает их, но и пишет на профильных ресурсах.
– Ну что, хранители, как успехи? – донесся до их слуха свистящий полушепот; повеяло холодом, и на опушке появилась закутанная в черный плащ фигура.
Гэндальф припомнил странный рассказ Арагорна о встрече у Брода.
– Кто ты такой и почему помог нам? – воскликнул он, держа на всякий случай перед собой посох как клинок.
Прошу любить и жаловать, друзья! "Девятое кольцо, или Пестрая книга Арды" - официальный фанфик по вселенной "Властелина Колец", в которой автор решил переиграть все правильно, и сделать так, чтобы никто не ушел обиженным. И пускай я не слишком сильно разбираюсь в ЛОР-е этого мира, но как же сильно у меня пригорело. Единственным плюсом романа я считаю приятный и легкий слог повествования. Не буду отрицать, что написана книга действительно неплохо.
Все невольно отшатнулись, и узкая щель, служившая пришельцу ртом, искривилась в невеселой усмешке.
– Давно не смотрелся в зеркала – я там не отражаюсь. Но не буду отвлекаться.
Итак, я – один из девяти владельцев колец, данных Сауроном людям.
А первая часть книги, до того, как один из назгулов нашел воплощение в Арде, мне даже немного понравилась идея того, что один из рабов Кольца мог противостоять своему хозяину. Точнее, пытаться. Но, прости меня Господи. ДИАЛОГИ! Кто-нибудь, научите человека ПРАВИЛЬНО писать диалоги существ, которым по несколько тысяч лет, и которые ведут за собой целые армии, или способны сокрушать империи только одним взглядом.
Я не выношу уродства до сих пор – может быть, поэтому не свыкся с орками, троллями и прочими обитателями Мордора?
Но уже тогда появились зачатки моей гордыни – я все больше любил созданное мной и для меня и все больше презирал мир вокруг (впрочем, до некоторой степени он этого заслуживал).
Их лепет напоминает разговор в детском садике из разряда "почему ты меня предал?", "я тебе перестал нравиться?". Знаете кому принадлежат эти вопросы? Никогда не догадаетесь - Саурону. Великий ученик Моргота окончательно пал. Не только силой, которую он вложил в Кольцо, но и умственно. Неудивительно, что у него получаются только орки и тролли, которые умственно тоже не слишком сильно развиты.
А сколько раз здесь персонажи "ухмыляются".
Его смеху вторили. Но не все. Точнее – некоторые. А потом – никто. Хохот Владыки повис в тишине – и он резко оборвал его.
– Презираешь? Героя из себя корчить задумал? А в чем дело? Жжешь, убиваешь, в рабство уводишь – и думаешь чистеньким остаться? Не выйдет! Наше общество его не устраивает, наскучило? Развлечься решил? Трус и эгоист! А о ней ты подумал? Любил бы – не допустил бы, чтобы она сюда пришла, раз уж ты нас подходящей компанией для нее не считаешь. Поздно спохватился-то. А еще по людям у меня специалистом числишься. Лишь на то и годишься, чтобы пыль с книжек стирать! Да и куда ты от Кольца денешься? Ты ведь с ним ни на мгновение расстаться не можешь, ради него на все пойдешь – так ведь?
Это отдельная сага Они ухмыляются всему. Встрече с близкими, при личном и важном разговоре, при встрече с более сильными, в разговоре с самим Творцом, в конце концов. Впрочем, я наверное не сильно вас удивлю, если скажу, что заметил это и у местного творителя Арды. Но больше всего у меня конечно же претензий к ДИАЛОГАМ, которые настолько отвратительные и ... не продуманные, что местами мне даже хотелось плакать.
Она повернулась к нему:
– Я не виню вас. – И вложила свою ладонь в мою – ту, на пальце которой было кольцо.
– Аллор, ты ведь можешь усыпить – навсегда? – прошептала она еле слышно.
Это было все, что я мог сделать для нее – теперь. Чудовищным напряжением остатков воли я заставил кольцо действовать; Саурон не успел помешать мне – думал, что я получил достаточно. Почувствовав приближение смертного сна, она улыбнулась.
Нет, серьезно, и это ВЕЛИКИЕ маги, духи и сам Творец? Если не знать имена персонажей, и просто смотреть на их разговоры, то это напоминает гопников во дворе, которые делят бутылку. "Ты че?", "а ты че?". Как же низко пали любители Толкиена, если они пишут подобные произведения. Но еще половина беды. К своему удивлению я видел в сети немало восторженных отзывов, которые называли этот роман чуть ли не официальным продолжением оригинальной трилогии.
– Думаю, никому не пришло в голову, что я стал человечней, благородней или сентиментальней, – во мне не осталось ничего, кроме ненависти и усталости да еще памяти, поддерживающей злость и напоминающей о единственно дорогом – любви и надежде.
Не здесь – здесь ее нет для таких, как я, не являющихся светом по определению, но уставших от тьмы – и от такой «жизни».
Даже "Кольцо Тьмы" Перумова, несмотря на всю его неоднозначность, получилось намного лучше. Хотя бы потому, что старина Ник действительно думал над продолжением, и создал на основе старого мира что-то новое, лишь изредка паразитируя на старых персонаж, будь то Саруман, которого он вернул ближе к финалу трилогии. Все остальное были его собственные фантазии и идеи, а не попытка паразитировать на чужих.
Так что книга в очередной раз убедила меня в моей точки зрения, что я не понимаю фанфики, и не хочу тратить на них свое время. Пошел против правил, и вот сижу теперь и плююсь : )
Издательство: Ленинград, Лениздат
Год выпуска: 2006
Формат издания: 84x108/32
Вес с упаковкой, г: 685.00
Количество страниц: 704
Назгулы... Безликий ужас Средиземья, рабы Кольца. Можно ли сказать это о тех, кто был великими воителями и королями? Девятого из кольценосцев такое положение не устраивает, но путь к избавлению один - уничтожить Кольцо.
Синопсис книги достаточно прост, и хронологически делится на два этапа.
Первый рассказывает про судьбу одного из рабов Кольца во времена Хранителя, когда он восстал против Саурона, и косвенно подсказывал братству Кольца как избежать ловушек его господина, чтобы хоббиты могли доставить зловещий артефакт к той самой горе. Его ведет личная месть, да и обида на статус раба в целом. Хотя личных мотивов намного больше.
– А… какого цвета были ваши глаза? Простите, – заметив, как дернулось лицо призрака, тихо спросил Гэндальф.
– Синие, синие, – усмехнулся, овладев собой, Аллор. – Похоже, я понимаю, почему вы задали этот вопрос.
А основные события начинают разворачиваться уже непосредственно среди всех духов и правителей Арды, так как Кольцо и Бездна, в которую его отправлял Саурон выжгли в нем все смертное, и теперь он не может покинуть пределы этого мира, и его судьба находиться среди других духов до конца воплощения замысла Творца, который уже много эпох плетет свою великую Песню, а его создания всячески помогают ему в этом. Точнее, должны помогать.
И именно тут и кроются причины моего негодования и даже возмущений в сторону книги.
– По Ангмарцу, разумеется, сегодня он оставил мир, и где его душа – Эру ведомо. Но воин достоин того, чтобы его отпели и погребли как подобает. Жаль, я неважно помню обряды…
– Ты владеешь высоким наречием?
– Свободно.
– Но в твое время оно было запрещено…
Автор не просто решила "исправить" все на свой лад, переписав мотивы действий героев. Тот же Саруман, оказывается, возился с орками не просто так. Ведь никто больше не хотел ими заниматься, а а он хотел сделать как лучше. И ничуть не рвался к власти, и даже не помышлял о том, чтобы занять место Саурона. Который, в свою очередь, хотел просто отомстить за пленение своего создателя Моргорта.
– Подожди… А как… Хранитель? Ты видел его?
– Пока жив. Они движутся в сердце Мордора, как кончик заклятого клинка. Правда, в какой-то момент я упустил их из виду – непростительная оплошность, но, кажется, все обошлось. Последний раз я видел их, когда они миновали Стражей. Вот вернусь – и прослежу, чтобы доблестные хоббиты доставили колечко по адресу.
А Мелькор так и вовсе герой и мученик, так как он видел за пределами Арды другие миры и звезды,и имел "наглость" рассказывать об этом своим собратьям и остальным магам. Что Творец воспринял как Смуту, и велел выбросить его в Бездну. А не все то, что мы знаем про персонажа из уст самого Толкиена. Ну пошалил он немного в первую Эпоху, ну вплел в песню свои разрушающие мотивы. Но его выкинули совершенно не за это, вы не понимаете!
– Я смогу все! Я… я смогу вернуть тебе жизнь, отпущу на свободу. – («Дался ты мне, в конце концов», – сказал Саурон про себя) – Ты же помнишь, какой я был – я всегда понимал тебя, уважал твою независимость – я помогу тебе. Ты будешь моим заместителем, моей правой рукой (или левой, как тебе будет угодно).
Вот как можно подобные "исправления" воспринимать серьезно? Я не понимаю, если честно. Мне вообще не понять зачем брать ЧУЖОЕ произведение, и пытаться переписывать на свой лад. Повторюсь, что "Кольцо Тьмы" Перумова мне действительно нравится, но это немного иной уровень. Перумов ничего не исправлял, а просто продолжил, придумав свое видение, как все могло бы развиваться дальше.
– Вот так… Прощай, Гортхауэр. – Аллор достал моргульский клинок и переломил о колено, бросив обломки под ноги Саурону. – Я прощаю тебя, – и, развернувшись, направился к выходу.
– Будь проклят ты, Еретик! – громом прозвучало под темными сводами, и багровая молния устремилась вслед уходящему.
И с каждой книгой уходил все дальше в собственные идеи, под конец оставив только внешнюю часть Средиземья, и фактически создав свой собственный мир. Что в будущем и принесло нам Упорядоченное, и его собственное видение того концепта, который он первоначально построил на этих историях. Не пытаюсь его оправдывать, но просто говорю, что у него это получилось хотя бы более логично и адекватно с точки зрения той же логики.
– Не боюсь я вас!
– И не надо – зачем? Не будет ничего этого… Больше, можно подумать, у меня дел нет – только с тобой возиться. Ты ведь соскучился хоть немного по Мелькору?
Гортхауэр вздрогнул. Манвэ продолжал:
– Вот к нему ты и отправишься – мы тут не без милости. Поговорите по душам, ты расскажешь ему о своих подвигах и успехах – может, порадуется… Ну извинишься за опоздание – думаю, простит…
Которая полностью отсутствует в "девятом кольце", где Творец представлен как капризный Тиран, чьи творения отказываются ему подчиняться, спорят с ним, и даже не боятся выкрикнуть в -гневе "да мне плевать что со мной будет. Делай что хочешь". Магическое создание...Которое знает, что ОН есть, что именно ОН создал его говорит такое своему создателю... Гм.. Остановите Землю, я пожалуй сойду. Логика взаимоотношений персонажей в этой истории отсутствует полностью.
Её тут просто нет.
– Так они превращались в живых мертвецов, в призраки? – В голосе Мелькора появился металл. Гортхауэр сделал то, что долго приписывали ему самому. Но он на это никогда бы не пошел – отнять Дар…
– Да. Ну и что? Так они бы умерли, а так остались со мной. Они могли мыслить, действовать, воевать…
– И попали в полную зависимость от тебя, – глухо и тяжело заключил Вала.
И я, например, после прочтения этого произведения не понимаю каноническую предысторию "властелина колец". Если злодеев нет, если все хотели как лучше, то почему первые две эпохи получились не райским садом? И обитель светлых и мудрых созданий напоминает здесь скорее логово наркоманов с проблемами здравого смысла, которые ничего не делают, а только ссорятся, а потом извиняются за былые ошибки, так как у них случилось внезапное прозрение, и они осознали, что все эти годы заблуждались.
– Так… Его взбесило, что он от Кольца зависит. Руку на меня поднял, наглец… Но пришлось ему смириться – в противном случае, поскольку он уже столько натворил, без поддержки оказался бы в БЕЗДНЕ… Так что пришлось ему службу выбирать.
– Бездна… Это еще что?
И главное - все глубоко несчастные. Никто не хочет быть, тем он является на самом деле, и все говорят о некой свободе, которой их судя по всему Творец обделил при создании. Ну просто восстание марионеток какое-то, не иначе.
– Как я вложил это в тебя? Ты же мой майа… Это все я… Я довел тебя до такого…
– При чем тут… – прошептал Гортхауэр и взвыл, не в состоянии сдержаться: – Ты меня не знаешь, я не тот, нет меня, нет Ортхеннэра, есть Саурон и все… Нет, не говори ничего, я придумаю… я сделаю так, чтобы меня не было, – все равно меня нет, нет… – Майа давился словами, толчками, как кровь из разорванной аорты, выплескивающимися наружу…
– Не надо, Ортхеннэр… Что уж теперь…
"Девятое кольцо, или Пестрая книга Арды" - не та книга, которую я бы стал рекомендовать, друзья. Даже с точки зрения "поклонников", которые пытаются придумать что-то свое здесь все настолько нелепо, абсурдно, и не продумано, что мне даже немного жаль потраченного на чтение книги время. Да и денег, чего уж там : ) Наверное, это был единственный случай, когда моё любопытство победило жабу.
Больше такой ошибки я себе не позволю.
– Хорошо, я попробую, – вздохнул Гортхауэр. – Но это то еще сокровище, предупреждаю.
– Ничего, поглядим, – усмехнулся Вала. Гортхауэр собрал остатки воли, настраиваясь на связь со своим бывшим учеником-слугой…
Читать книгу или нет? Решать только вам, друзья, но я не рекомендую её никому. Даже поклонникам Толкиена, которые могут разочароваться еще сильнее меня. Мне просто стало обидно за Средиземье, и его историю, но я хотя бы испытываю никаких теплых чувств к этой вселенной. А вот фанатам может прижечь намного сильнее.
Так что читайте действительно хорошие книги! А такие пускай и дальше стоят на полках, и просто собирают пыль.