Опубликовано 30 Июнь, 2018 - 10:07

  • Опыт использования:
    несколько раз
Серьезное произведение, посвященное школьной системе, рассказано от лица молодого учителя-новатора. Проблемы, которые поставлены, не только педагогические.
Но прежде всего, конечно, это - пропаганда инновационных методов, которые возникли как реакция на рутину школьного обучения. И вот тут надо сказать, что оптимизм автора чрезмерен. Да, владеть разными методиками полезно, но учеба не заменяется игрой. Учеба - все равно труд, и не надо ждать, что деток будут развлекать и заинтересовывать. Здесь, как везде с тех пор, неверно ставится основной вопрос: а кому вообще нужно, чтоб ученик выучился? Учителю, что ли? И так ли уж нужно освобождать учеников от необходимости прилагать усилия? Неудивительно, что подобные подвижки героя находят понимание не у всех в учительском коллективе.
О каждом коллеге героя сказано достаточно. Большое внимание уделено личности педагога, тому, как человек влияет на предмет. Чего стоит пример химички, которая, воодушевившись таблицей Менделеева, вскочила на стул и громоподобно ораторствовала! Видно, что выбранная методика, между прочим, должна органично сочетаться с учителем-предметником.
Меня в свое время зацепил вопрос о том, а должен ли школьник все время только учиться. Чем вообще занимается растущий человек? Кружки, телевизор, а сегодня еще и интернет, ну и, понятно, улица? Насколько нужно организовать ребенка, как и когда он должен учиться самостоятельно решать, чем заниматься?
И, конечно, личная жизнь героя. Прежде всего, женитьба на однокурснице Антонине по окончании учебы. Хорошая она девушка, далее жена, хозяйка и мать, вот только потом выяснится, что их ценности совсем не близки. Зато все сделано вовремя! Логично, что по распределению молодую семью отправят работать в один город, да еще в одну школу. И тут вырисовывается ценное наблюдение, каково работать вместе с членом своей семьи. За его эксперименты, понятно, и ей от директора перепадет. Не скажу, что появление единомышленницы ситуацию обостряет, тут скорее остается центральной идея влияния принципов на личную жизнь. В общем, героя проще считать балбесом с горящей душой, чем непорядочным человеком, и оба эти определения, по-моему, подходят лишь частично. Я для себя сделала вывод, что человек может все делать правильно и не изменять себе, при этом действуя в общих интересах, и даже такое прекрасное сочетание все равно несет кучу проблем.
Еще мне очень понравилось внимание учителя к каждому ребенку, знание его способностей и развитие возможностей. При таком отношении (конечно, отличном от родительского), безусловно, педагог имеет право требовать. Вклад требует отдачи, корректно только безразличие, и только оно ничего не требует и не давит.
В целом, хорошая книга о хороших людях, с характерными для советского времени мечтами и иллюзиями о том, как сделать жизнь лучше.
Достоинства
  • Постановка и решение проблемы
  • Честность и принципиальность
akchisko_sanрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
30.06.2018
Душевный у вас отзыв о книге получился. Не пластмассовый
30.06.2018
Я очень Люблю Тендрякова. А еще Анатолия Алексина.
Смотрите также