Доброго времени суток, друзья!
Давным-давно мне в руки попалась книга Екатерины Дворецкий. Нет, не эта, о той я напишу позже. Просто именно тогда этот автор заняла прочное место в моём сердце. И даже частично на книжной полке. К сожалению именно "Венец Прямиславы" изданный впервые как "Червонная Русь" я купить в бумаге не успела, но меньше любить его от этого не стала. И вообще, может ещё найду 😊
Действия романа происходят в 12 веке на территории нынешней Западной Украины. Киев конечно упоминается тоже, но значительной роли в повествовании не имеет. Только как центр признанной власти, ну и правит там отец и родич некоторых героев.
Надо сказать, что семейные отношения в княжеских семьях того времени были очень запутанные.
Князья воевали друг с другом, мирились, захватывали города принадлежащие ближайшим родственникам, потом теряли их.
Заключали союзы с бывшими врагами и нередко залогом такой дружбы порой очень недолговечной становились дети. Их женили, выдавали замуж невзирая на возраст и конечно же желание. Впрочем, княжеских детей с рождения приучали к мысли, что однажды они послужат славе союзу своего рода.
Ну, можно сказать я вам аннотацию составила. Осталось лишь добавить, что сама Елизавета Дворецкая писала в послесловии романа о том, что на всех героев книги вымышленные лишь четверо. Включая главную героиню. Но все исторические события тех времён приведены без искажений.
На мой взгляд это очень сильно.
Взяв за основу исторические факты и добавив к ним не просто вымысел, а прямое обоснование, создать великолепный любовно-исторический роман. Тут кто как хочет, так пусть его и читает.
Хотите историю - изучайте по нему историю.
Хотите романтики - милости просим!
А если вас как и меня привлекает и то и другое, то это чистейшей воду экстаз.
Ну, добавлю аннотацию официальной:
"Выданная замуж по политическим соображениям, Прямислава семь лет жила вдали от мужа. Он был для нее совершенно чужим человеком, и девушка уже свыклась с мыслью, что подчинит свою жизнь чувству долга, однако случайная встреча перевернула все с ног на голову. Одна незадача – в момент знакомства с молодым сыном перемышльского князя на княжне было холопское платье, надетое для маскировки во избежание дорожных неприятностей…
Книга также издавалась под названием «Червонная Русь».
К слову сказать, князья конечно владели городами даря им защиту от внешних и не только врагов и получая за это от горожан дань, но при плохом управлении или других обстоятельствах жители города могли призвать другого князя. Решалось это на всеобще городском собрании - Вече. Но горожане люди простые, сейчас позвали на княжение князя Юрия
Юрий Ярославич – единственный сын луцкого, затем берестейского князя Ярослава Ярополчича. Упоминается один раз в связи со смертью отца: «По нем остался сын его Юрий». Поскольку сам его отец в это время был безудельным князем и пленником, то надо думать, что Юрий по наследству ничего не получил. Но впоследствии, помирившись с киевскими родичами, мог получить от них Берестье, которым раньше владел его отец. Был ли женат, неизвестно, потомства не оставил
пока свой князь отсутствовал, типа защищать некому правда пока никто не нападает, но когда нападет, уже поздно будет пить боржоми. А когда свой родной князь Вячеслав
Вячеслав Владимирович – князь смоленский, туровский, пересопницкий и некоторое время киевский, 2-й (предположительно) из восьмерых сыновей великого киевского князя Владимира Мономаха от брака с англосаксонской принцессой Гидой. Впервые упоминается в 1096 г. Воевал с половцами, принимал участие в междоусобной борьбе. Под старость правил Киевом совместно с племянниками, умер в 1154 г. На ком был женат – неизвестно. Имел единственного сына Михаила, который умер раньше отца. То, что дочери его не упоминаются, еще не означает, что их не было: очень часто матери и жены князей не упоминаются, но они ведь были и происходили в большинстве случаев из других ветвей Рюриковичей. Если бы у В.В. все же была дочь, то он, вероятно, назвал бы ее Прямиславой, поскольку его единственную тетку звали именно так.
объявился и обвинил в измене, тут же все перерешали и пришлого выдали. В общем подставили мужика. А раз он ещё и зять Вячеслава, то конечно же и его жена оказалась втянутой в этот конфликт.
И тут автор плавно переходит к судьбам юных княгинь выданных замуж. Несмотря на церковные установления о брачном возрасте в 13 лет, для политической выгоды надо было ловить момент, когда он нужен.
А что делать если возраст невесты ещё совсем детский?
Князьям нужнее, князья важнее ну, я хочу сказать что ни тогда, ни сейчас власть имущим закон не писан - всегда можно если не повернуть, то переписать его в свою пользу
Молодых венчали и тех, кто из них совсем ребёнок отправляли "доращиваться" в монастырь. Под присмотр духовных лиц. Но я так поняла, что если при княжеском дворе мужа много родни женского пола, то девочка могла взрослеть и под их присмотром. Прямиславе в этом не повезло. Или наоборот повезло, как посмотреть учитывая любвеобильность мужа.
Для ОМ: это не спойлер, это содержание первых нескольких страниц.
И вот девушка будучи юридически замужем, но фактически женою ещё не являясь оказывается втянута в противостояние между мужем которого и не видела толком
и отцом которого почти не помнит.
Прямислава вздохнула, но не стала возражать. С детства она привыкла к тому, что борьба за владения составляет главную цель и заботу любого князя. Она не удивилась бы, если бы отец сознательно оставил ее в руках мужа, чтобы успеть в Туров, пока тамошний люд не передумал.
Обычно ровесницы Прямиславы в 17 лет замужем, а то и с детьми, им некогда думать о высоких чувствах, тем более жизнь аристократии строго подчинена церковным правилам и морали, а обычный люд выживает как может.
Но и чувства, взаимная любовь не исключение. Не удивительно, что и княжна о них мечтает. А гормоны просто требуют этих чувств.
Как она посмотрит ему в лицо, если откроется, что девушка, которую он видел то в рубище холопки, то в подряснике послушницы, и есть Юрьева княгиня? Никогда! Лучше в монастырь!
И тут её путь пересекается с молодым княжичем Ростиславом.
Ростислав Володаревич – князь перемышльский, младший сын перемышльского князя Володаря Ростиславича от брака с неизвестной. После смерти отца получил Перемышль, которым, несмотря на войны с братом Владимирком и попытки взаимных захватов, владел до смерти в 1141 г. На ком был женат – неизвестно, но получал поддержку киевского князя, а значит, союз с Мономашичами не исключен."
А дальше начинаются трудности.
Возможен ли развод в Древней Руси?
Как жили овдовевшие женщины и чем вдовья судьба княгини отличалась от судьбы простолюдинки?
Сколько раз можно было венчаться?
Все события и обоснования к ним переплетены очень органично. Не возникает чувства "рваности" повествования, когда для объяснения приходится отступать от темы, или давать справку. В романе же все связано, все происходит постепенно и разъясняется по ходу действий.
По началу чтение давалось трудновато. Непривычные названия, зубодробительные имена, кто с кем дружит, а с кем воюет и кто кому какой родней приходится. Но к моменту встречи главных героев я уже разбиралась (насколько это возможно) во всем этом и уже ничто не отвлекало меня от любовной линии.
Тем более у Прямиславы так быстро начало все меняться, что впору посочувствовать. Но именно это и добавляет необходимую динамику сюжету.
К тому же мне, как человеку не сильно религиозному было интересно читать о переплетении в те времена жизни светской, молодой ещё, набирающей силу православной церкви и остаточными языческими верованиями. Поселения часто находились на отшибе и не везде с радостью принимали новую веру. Доходило и до убийств священнослужителей желающих избавиться от идолов старых богов и до отрицания церковных таинств.
Тёмные времена, однако!
Вот и получалось, что где-то ещё поклонялись Велесу и Макоши,
а правящая верхушка и живущий в городах люд были глубоко религиозны.
При всем своем благочестии Владимирко обладал изворотливым умом и той убежденностью, что за его преданность Бог всегда на его стороне
И не просто справляли нужные обряды,
но и могли вести богословские споры.
И наверное именно этот диссонанс как ничто другое характеризует жизнь того временного периода.
И странно, и страшно и жутко интересно!
От души рекомендую 👍!
"Не привыкшая к монастырям, она боялась черных фигур монахинь, их бледных лиц, на которых лежала печать умиротворенного равнодушия к печалям и радостям мира, и в разговоре с Зорчихой даже называла их тайком «навьями»."
"И он узнает, что она и есть его невеста, и никто в Перемышле не будет знать о ее прошлых «игрищах» и переодеваниях, которые, конечно, не прибавили бы ей чести!
Но гораздо больше Прямиславу волновало то, что через миг она снова окажется в объятиях Ростислава, ибо теперь ей уже нечего бояться и стыдиться, потому что он почти ее муж и ее любовь к нему благословлена Богом!"
"Ее нисколько не удивило существование подобной грамоты, которую посланцы епископа зачитывали служителям всех церквей волости, где большинство народа гораздо охотнее молилось Перуну, Велесу и Мокоши, чем Святой Троице."