Прошлым летом мы с семьёй попали на несколько показов «Чилдрен Кинофест» среди которых была картина «Люмьеры!» с комментариями Тьерри Фремо.
Я недоумевала, как такое кино вообще попало в программу и зачем здесь это старьё. Ровно до того момента, когда Фремо, кстати он директор Каннского кинофестиваля, начал свой рассказ.
В путешествие во вселенную Люмьеров, создателей кинематографа, вас приглашает Тьерри Фремо, директор Каннского фестиваля. С юмором и истинно киноманской страстью он раскроет перед вами мир первых кинолент, запечатлевших уникальные образы мира и Франции начала века. Фильмы Люмьеров — трогательные и в чем-то смешные первые шаги кино — искусства, которое завоюет весь мир.
Это было самое настоящее волшебство. Мы заворожённо уставивились в экран и казалось, всё что там происходит станет реальным прямо сейчас. Настоящий временной портал, ведущий в ту эпоху, когда новорожденное искусство делало свои первые шаги, показывая наш несовершенный, но такой прекрасный мир.
Реальные люди, их ежедневные занятия, панорамы самой обыкновенной городской улицы. Кажется, сейчас ты ощутишь запах дыма от горящего угля, дёгтя и конского навоза. Формат как в современных роликах с Ютуба. Только всё это происходит целый век тому назад или даже больше.
Комментарии Тьерри Фремо были чем-то вроде волшебной палочки, связывая происходящее на экране с реальной жизнью. Например – во многих фильмах, как же хочется назвать их роликами, но это фильмы, длительностью в пятьдесят секунд, больше тогда было не снять, играли сами братья Люмьер, их родственники и друзья. Какие-то сюжеты были документальными, какие-то постановочными и рассказ о каждом из них полностью раскрывал не только смысл фильма, но и его роль в истории.
Одним из самых интересных моментов было попутное раскрытие принципов композиции построения кино кадра. Многие моменты до сих пор применяются и профессионалами, и любителями, и можете себе представить, они были найдены интуитивно. Правда на основе опыта фотографов, но движущееся изображение это немного другое и не весь предыдущий опыт оказался полезным.
Фильм по сути не имеет сюжета, поэтому спойлеров нет и не может быть. Всего в фильме собрано сто восемь фильмов, тщательно отреставрированных и разбитых на тематические рубрики. На скринах самые яркие моменты фильма. Итак, начинаем.
Самым первым фильмом Огюста и Луи Люмьеров был "Выход рабочих с фабрики". Фабрика принадлежала семье Люмьер и выпускала фотопластинки. Новоизобретённую киноплёнку производили там же. Поскольку это самый первый их фильм, братья сняли его в трёх версиях, так, на всякий случай и в порядке полевых испытаний.
Конгресс фотографов в Лионе, родном городе Люмьеров. Профессионалы с любопытством смотрят в объектив диковинной камеры и на человека, зачем-то крутящего ручку сбоку. На следующий день они увидят себя на движущихся фотографиях.
Первое в мире хоум-видео "Завтрак младенца." В ролях Огюст Люмьер, его дочь Андре и супруга Маргарита. Зрителей больше всего поразило движение листвы от ветра на заднем плане, ибо двигаться могли и актёры на сцене, а вот декорации - нет.
Новорожденная кинокомедия -"Политый поливальщик." Сколько раз его копировали, начиная от Чарли Чаплина, заканчивая Георгием Делиевым и безымянными блоггерами с Ютуба. Также был снят в нескольких вариантах самими Люмьерами. Из-за популярности фильма изнашивалась плёнка до того, что уже и копий нельзя было снять.
Не первый, но самый известный фильм "Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота". В нём была открыта сила впечатления о движущихся объектов в кадре и понятие перспективы. Первые зрители испугались не на шутку, что поезд их прямо сейчас задавит. И на него тоже был снят ремейк, с сильно переигрывающими актёрами.
Комментарий Максима Горького, присутствовавшего на сеансе.
И вдруг что-то щёлкает, всё исчезает, и на экране является поезд железной дороги. Он мчится стрелой прямо на вас — берегитесь! Кажется, что вот-вот он ринется во тьму, в которой вы сидите, и превратит вас в рваный мешок кожи, полный измятого мяса и раздробленных костей, и разрушит, превратит в обломки и в пыль этот зал и это здание, где так много вина, женщин, музыки и порока
Лион - обычная панорама городской улицы. Неспешно едет конный трамвай, спешат по свои делам люди, а странный человек крутит ручку у ящика на ножках. Обратите внимание - окуляра у синематографа, так Люмьеры назвали свой аппарат,не было вовсе. Всё что снималось, было снято по памяти. Сперва смотрели в пустую рамку, потом в это же место ставили аппарат.
Всё тот же Лион, но это уже репортажная съёмка. В городе небольшое наводнение. Не так страшно, как неудобно.
Снова Лион, но камера уже не снимает просто движущееся объекты. Она установлена на крыше трамвая и движется сама.
Вот он! Вот он! Первый в истории фильм, потом это назовут роликом, про детей и котиков. Самый популярный сюжет двадцать первого века! Девочка - племянница Люмьеров, имя кошки не сохранилось.
Снова первый. "Ребёнок учится ходить". Фремо назвал его первым триллером. В момент, когда ребёнок показывается в кадре, зритель гадает, упадёт или нет? Всё время пока девочка приближается к объективу камеры на своих маленьких ножках этот вопрос не даёт зрителю покоя. и вот, наконец, она падает с бордюра, но её заботливо подхватывает няня. Хеппи-энд, все счастливы.
Типичный летний выходной аристократии. Благовоспитанные дети ловят сачками креветок во время отлива. Няни и родители стоят в стороне. Как-то одинаково они все одеты, мода такая мода.
А это уже дети пролетариев. Одеты хуже, в кадрах мелькают прорехи под мышками и дыры на коленках, но веселье самое искреннее. Отбросив классовый снобизм обеспеченные промышленники снимают рабочий класс для Истории.
Загадочная вереница женщин с колясочками - обыкновенная прогулка во французских ясельках конца девятнадцатого века. Классическое построение кадра - камера стоит неподвижно, процессия проходит кадр по диагонали. До сих пор считается самым выигрышным.
И снова рабочий класс. Паровой котёл, немаленькая такая конструкция, только что заклёпан и будет передан на установку. Завораживающее зрелище - маленькие человечки на фоне махины
.Выход шлака из доменной печи. Одно из самых сложных построений кадра. Происходит сразу три действия. Выезжает змейка шлака. работники поливают её из шланга и растаскивают баграми, а в это время проезжают вагонетки на ручной тяге. Техника безопасности? Охрана труда? Простите, их ещё не изобрели.
Но всё же люди не предоставлены сами себе. В кадре выезд пожарной бригады По отдельности едут на повозках, запряжённых лошадьми лестницы и пожарные, за ними паровой насос, чтобы подавать воду для тушения огня на верхних этажах.
.Снова хоум-видео. В имение Люмьеров приехали гости. Фремо отмечает, что все заметно переигрывают, но до невероятных ужимок первых игровых фильмов немого кино ещё далеко.
Современному человеку синематограф Люмьер, аппарат для съёмки, демонстрации и копирования, покажется тяжеленным и неудобным. А тогда его смогли занести даже в такое труднодоступное место. Первый тревел-блог? пожалуй да.
Воскресный день в городском саду. Мальчики пускают в фонтане кораблики с помощью длинных палочек. Никто не возмущён, всё в порядке вещей. Допущены исключительно благовоспитанные дети.
Вот она! Новопостроенная Эйфелева башня с неожиданного ракурса! Камера стоит на плывущей барже и фиксирует панораму набережной Парижа. Всё тот же вечный город, только сто двадцать лет назад. Мечтали ли вы увидеть его таким?
Да-да, это он, знаменитый Нотр Дам де Пари. Почти такой же, каким видел его Виктор Гюго. Без толп туристов, поскольку путешествия ещё недоступны широким слоям населения Земли. Маленький бонус - в самом конце фильма проезжает экипаж с рекламой косметики Vichi.
После первых коммерческих успехов Люмьеры отправляют своих операторов снимать в самые разные уголки мира, чтобы с помощью синематографа показать миру мир. Это Венеция, камера установлена на плывущей гондоле.
Британия. Камера запечатлела самую обычную лондонскую улицу на которой расположен синематограф братьев Люмьер, смотрите вывеску в верхнем левом углу. Одна из самых первых маркетинговых уловок - человек видит оператора, снимающего улицу и спешит пойти в кино, чтобы увидеть себя. Маленький секрет - часто ручку синематографа крутили вхолостую, плёнки в нём не было.
Ещё один узнаваемый объект - Биг-Бен. Недавно построенный. Вместо толп туристов ездят экипажи. Неизвестен точный день, но видно который час.
Египет. Караван верблюдов с коренным населением неспешно направляется по своим делам. Основного заработка на туристических услугах страна ещё не имеет.
Посмотрите внимательно. Не видно ли что-то родное? Это Москва, улица Тверская, пока ещё Российская империя. Меньше, чем через двадцать лет здесь станет значительно хуже, а пока можно неспешно наслаждаться жизнью.
Этот фильм - один из самых мерзких в истории. Вьетнам, на то время французская колония. Богатенькие дамочки все в белом кидают местным беднякам монетки. Как будто птичек хлебушком кормят, только это же люди. Фильм собрал множество гневных откликов и стал позорным примером политики колониализма и угнетения.
В порту снаряжают корабль в дорогу. Чтобы матросы ели свеженькое, а не тухлую солонину, на борт грузят живого быка. Было снято со второго дубля, в первом бык таки сорвался, со второго всё вышло хорошо.
Футбол, новая игра, в которой мяч уже нельзя хватать руками. Первый спортивный репортаж. Кино и спорт идут рука об руку, совсем скоро одно будет невозможно без другого.
Совершенно фантастическая картина. Водолаз в полном гидрокостюме, тяжёлом и неудобном, выходит после осмотра. К нему тянется шланг от насоса, которым подаётся воздух для дыхания. Капитан Немо, бонжур!
Первый фильм-катастрофа. Пожар на нефтяных вышках в Баку. Оператор Люмьеров оказался в этом месте совершенно случайно и снял феерическое зрелище.
Ещё одна позорная страница истории, запечатлённая беспристрастной камерой. Это - опиумная курильня. Парочка азиатов на кровно заработанные взяла пополам трубочку с шариками. Ещё немного и они на какое-то время забудут о своих невзгодах, превратившись на несколько часов в овощи. Курильни, напомню, работали в то время совершенно легально.
Этим фильмом чаще всего завершали сеансы. Известный комик того времени и друг Люмьеров писал на доске задом наперёд и весело крутил тарелочку на своей тросточке. Наполненные позитивом, зрители переходили к основной программе - спектаклю или концерту, перед которыми показывалось кино. Ведь сеансы в то время длились не более десяти минут, а публика настраивалась на более долгое зрелище.
Всего с 1895 по 1905 Люмьеры сняли более тысячи четырёхсот фильмов. Основная часть их была потеряна. А что же после? Появлялись новые, более совершенные киноаппараты, новые режиссёры, новые приёмы и методы. Огюст и Луи, безусловно, заработали на своём изобретении, но основной бизнес давал гораздо больше. Вот на него они и переключились.
Одним из перспективных направлений была цветная фотография. Помните старые снимки, где отдельные объекты были как будто цветными? Это - изобретение Луи Люмьера.
Однозначно, я рекомендую к просмотру фильм "Люмьеры!" с комментариями Тьерри Фремо.
В первый раз мы смотрели его в кинотеатре и на большом экране это было просто невероятно. Второй - дома, с Ютуба и хорошем русском дубляже. У него непростительно мало просмотров - меньше двух тысяч.
И вот что интересно. Фестивальный вариант, на языке оригинала и с субтитрами выигрывал у дублированного фильма каким-то неуловимым обаянием. Не знаю французский совсем, но слышать родную речь создателей было приятней.
Не знаю, покажут ли фильм ещё когда-нибудь хоть в одном отечественном кинотеатре, разве что в специализирующемся на арт-хаусе или фестивальном кино. Но если вы увидите это название на афише - отложите свои планы и сходите в кино.
Бонусом за просмотр будет сильнейшее обострение восприятия всего прекрасного, что окружает нас каждый день. Вы будете заворожённо смотреть на бегущие облака, на драку воробьёв, на запутавшуюся в ветках связку воздушных шариков, на мыльные пузыри, которые пускает совершенно незнакомый ребёнок. Эффект длится около недели и постепенно затухает, но любой творческий человек, а мы ведь здесь все такие, нуждается в таком безвредном допинге, хотя бы иногда.
Приятного просмотра!