На тот момент когда мы оказались на Соборной площади Бамберга, наша группа успела побывать в лейпцигской Церкви Святого Фомы и увидеть храмы Аугсбурга и Мюнхена.
Восточные башни и аспида
Тем не менее, мы вновь были впечатлены архитектурой и невероятными размерами бамбергского императорского собора. так же, как аугсбургский Кафедральный собор Святой Марии облик Собора Святого Петра и Георгия, понятное дело кроме готики, сохранил элементы романского стиля.
Портал Адама
На первый взгляд история собора и Бамберга в целом, очень далека от наших исторических событий, какое дело нам до этих оттонов, генрихов, кунигунд: где они, а где мы. Но капнув глубже, на самом деле, всё происходившее здесь не так уж заоблочно и не понятно.
Наверное цензура в очередной раз меня накажет, но я не могу не обойтись хотя бы без малюсеньких исторических справочек. Итак, по порядку.
Бамбергский собор был основан в одиннадцатом веке римско-германским императором Генрихом Вторым и его супругой Кунигундой. Чтобы лучше понимать - это период правления в Киевской Руси Ярослава Мудрого - сына Владимира Крестителя, в Полоцком княжестве - Брячислава - внука того же Владимира. Вкратце расклад средневековой политики такой: Генрих Баварский не дружил с Болеславом Храбрым - польским "королем" (в кавычках, по скольку легитимность коронации под большим вопросом) и поддерживал Ярослава в борьбе с ним.
Понятное дело, за многие столетия храм не единожды перестраивался, достраивался и менял стили в соответствии с модой продиктованной временем.
В собор заходим через портал Адама.
Портал Адама
Над входом размещена епископская геральдика и это не случайно - Бамберг город архиепископский.
Епископская геральдика
Обращаем внимание на скульптурные композиции украшающие арочные врата. Фигуры выполнены из более светлого песчаника чем окружающий фон - это значит перед нами копии, а оригиналы хранятся внутри собора для защиты от непогоды. Слева: Святой Стефан, Кунигунда и Генрих.
Св. Стефан, Кунигунда, Генрих
Справа:Святой Петр, Адам и Ева.
Генрих II, Адам и Ева
Похоже, что венценосные супруги отождествляли себя с первой парой человечества. К Святому Стефану кроме прочих трудностей обращаются по проблемам с камнями и, поскольку храм каменный, то заручиться поддержкой покровителя в строительстве не лишнее. Не случайно, в руках у Кунигунды макет церкви, которую она основала в Бамберге в честь этого Святого.
План церкви
В соборе открыт музей бамбергской епархии.
Музей бамбергской епархии
Надгробие
В соборе
Надгробия епископов, эпитафии, барельефы, скульптуры - все это присутствует в любой церкви. Что же интересного, на что стоит обратить внимание в бамбергском Соборе. Например, Восточная часть храма - горельефы апостолов и пророков - это традиция противопоставлять Новый завет Ветхому.. Манера исполнения образов: драпировки, обувь, выражения лиц, даже прически - с одной стороны очень высокая степень детализации, с другой - умиляет некоторый примитивизм в изображении трехмерных фигур средневековыми мастерами.
Апостолы Восточного хора
Скульптуры и вовсе уникальные. Впервые вижу такой характерный элемент, как шатер над головой Святого - видимо это стилизация Царствия Божьего.
Скульптуры Марии и смеющегося ангела
Еще не единожды на лицах скульптур мы увидим изображение мимики, как здесь у Смеющегося ангела справа от Марии:
Восточный хор
Скульптуры
Самой популярной и посещаемой в Бамберге является скульптура Всадника на коне.
В соборе
С некоторых пор образ Святого с тонкими чертами лица и длинными локонами стал символом германской нации - тем самым эталоном арийской расы для нацистов.
Всадник - символ германской нации
Я не буду перечислять версии исследователей по поводу прототипа скульптуры, отмечу лишь, что их существует несколько.
Конечно же центральная гробница - это погребение основателей собора - Генриха и Кунигунды. Поскольку супруги не имели детей, то притянув за уши версию о целомудрии императорской семьи - их впоследствии канонизировали - теперь они Святые - вот почему фигуры Генриха и Кунигунды у Портала Адама имеют шатры над головой.
Гробница Генриха и Кунигунды
В бамбергском соборе так же есть саркофаг с останками папы Римского Климента Второго:
был Папой с 1046 по 1047 год. считается « немецким папой » из-за его происхождения в герцогстве Саксония и часто упоминается как «первый немецкий папа», если не считать Бруно Каринтийского (996–999)
В церкви есть несколько уникальных алтарей, которые не используются для богослужения и являются скорее музейными экспонатами и, как часто бывает в немецких церквях - перевезенных из других не сохранившихся приходов. Например, алтарь Кирхгаттендорфера с изображением Марии, Екатерины Александрийской с мечом в руке и Святой Варвары с чашей.
Алтарь Кирхгаттендорфера
В соборе
Очень интересная история у Позолоченного алтаря - это
последний остаток обстановки в стиле барокко - позолоченный крестный алтарь фламандского художника Юстуса Глескера в западном хоре. Эта группа распятия с Христом на кресте, Мария, Иоганнес и Мария Магдалина первоначально стояли у императорской гробницы. В 1837 году он был продан в рамках очистки, а в 1917 году выкуплен из частной собственности для собора.
Позолоченный алтарь
Дело в том, что в начале девятнадцатого века король Баварии Людвиг Первый - дедушка "сказочного" короля Людвига II построившего замок Нойшванштайн - решил придать собору первоначальный романский стиль, именно поэтому сегодня мы видим серые холодные стены без краски и позолоченного декора, хотя изначально многие элементы были цветными, в том числе скульптура Всадника.
Экскурсии
Выходим из собора через портал Милосердия.
Экскурсовод
Тимпан Врат Милосердия
Название собора святых Петра и Георгия показалось мне несколько странным. Ведь в западной традиции рядом с Петром всегда стоит апостол Павел, а тут Георгий, который в одно время даже был исключен из списка римских святых. Как раз эти персонажи изображены на тимпане врат Милосердия.
Покровители восточной и западной церквей
Становится очевидным желание основателей собора объединить Восточную (Византийскую) и Западную (Римскую) церковь. Причина этого стремления осталось для меня загадкой(возможно экскурсовод это упоминала, а я невнимательно слушала). Да, на территории средневековой Германии проживали славяне:
племена лужичан, лютичей, бодричей, поморян, руян издревле заселяли территорию современной восточной, северной и отчасти северо-западной Германии, а также часть Баварии
Но в одиннадцатом веке большинство из этого населения были язычниками и всяких там византийских церковных обрядов в глаза не видели и кстати, Генрих Второй спал и видел христинизацию западных славян.
У входа расположены оригинальные скульптуры львов, которые от времени утратили свой царственный образ и превратились в подобие земноводных - их так и называют "соборные жабы".
Скульптура соборной жабы
Скульптура соборной жабы
Соборные жабы
Справа от входа на стене можно увидеть отпечаток персональной бамбергской меры длины равной размеру стопы Кунигунды. Вряд ли у средневековой императрицы размер ноги был 26,8 см - это 44 размер. Экскурсовод высказала версию о том, что это длина стопы в длинноносой средневековой обуви - пуленах.
Размер обуви Кунигунды
С северной стороны храма есть еще один - третий вход (всего четыре) под названием Портал князей.
Северный портал и Западные башни
Княжеский портал
В тимпане изображен Страшный суд. Именно здесь так же видим персонажей с гримасами.
Барельеф праведников и страшного суда
Искушение в виде чёрта над головой статуи
В проемах портала новозаветные апостолы - ученики Христа стоят на плечах у ветхозаветных пророков.
Пророки и апостолы
В ансамбле Врат можно увидеть редкое на сегодняшний день изображение женских фигур Экклессии (крайняя левая скульптура рядом с трубящим ангелом на фото ниже) и Синагоги (не путать с названием еврейской церкви) - олицетворяющих конфликт христианства Нового завета и ветхозаветного иудаизма
Экклессия слева и и трубящий ангел
Синагога традиционно изображалась с завязанными глазами, сломанным копьем и опущенными скрижалями. как символ неприятия иудеями Иисуса Христа-спасителя. Теперь становится понятно как глубоки корни антисемитизма...
Скульптура Синагоги
Наша экскурсия заканчивается на смотровой площадке Соборной площади, откуда открывается замечательный панорамный вид на Бамберг.