Знакомство с музыкальными инструментами произошло у детей рано - ещё в младенчестве. Слушали живую музыку - гармошку, гитары, барабаны, пианино, металлофон и синтезатор на разных звучаниях, а вместо погремушек зачастую выступали маракасы и джембе)
Сейчас нашим детям 5,5 и 3,2 г. Они по-прежнему увлекаются музыкой, самый популярный - синтезатор. Конечно, я за расширение кругозора, но приобретать бОльшее количество инструментов без профессионального обучения считаю недальновидным. Впрочем, это не значит, что не стоит рассказывать и показывать их ребёнку 😉 Таким витиеватым образом мы подошли к теме отзыва - Инструментальный полигон.
Для начала хочется затронуть тему полигонов в целом. Что же это такое и зачем нужно?
Настенные познавательные пособия, новейшая разработка учеников и последователей Б.П.Никитина.* В основу пособий заложен новый образовательный метод для работы с детьми дошкольного и школьного возраста «Пассионар». В ненавязчивой игровой форме ребенок осваивает историю архитектуры, географию, животный мир, нотную грамоту, азы английского языка и другие образовательные темы.
Мне очень импонирует "ненавязчиво", ведь это важный момент в знакомстве и обучение маленьких детей чему-либо. Думаю, всем сейчас известно, что лучше всего учиться, играя, и многие игры выполняют не только развлекательные функции, но и развивающие.
Что интересно, идея подобных полигонов принадлежит не самим Никитиным, но друзьям их семьи:
Пособия разработаны А. Багаевым и Ю. Гречухиной на базе «числового полигона» (автор - математик и психолог Б.С. Гречухин).
На сайте интернет-магазина Ступеньки творчества представлены несколько видов полигонов, как для самых маленьких с года, так и для более старшей аудитории. Все они разнообразны и по-своему интересны, затрагивают самые разные области от животных до музыки, от литературы до архитектуры. Я бы завесила ими все стены)) Но пока ограничилась двумя (но даже их не стала вешать одновременно, позже объясню, почему).
Приобрести можно в ИМаге Развивающие игры Никитиных Ступеньки творчества (прямая ссылка на полигон)
Стоимость 250 руб.
Итак, 2 наших созвучных полигона - Инструментальный и Нотный. Думаю, из предисловия понятно, почему я остановилась именно на них 😉 Первым детям желательно представить инструментальный полигон, и даже его возрастная рекомендация более ограничена - 5-6 лет, тогда как нотный производитель советует с 5-ти до 12-ти лет, то есть там разбег больше.
Пара слов о качестве
Полигон выполнен из плотной мелованной бумаги. При желании помять его легко, так стоит сразу определить ему место на стене.
Качество печати отменное, все инструменты яркие, легко узнаваемые и отличимые друг от друга (сейчас имею в виду похожие, например контрабас и виолончель), а буквы чёткие.
Развивающая польза полигонов
Что мы видим на нём? Сначала глаза разбегаются от обилия музыкальных инструментов, хочется рассмотреть сразу все) После первого лихорадочного обзора дети стали отмечать уже знакомые им - гармошку, пианино, синтезатор, барабан и так далее. На числа внимание не обращалось. Детей заинтересовали незнакомые им инструменты, начались бесконечные вопросы: "Мама/папа, а это что? А это? А это?". И так несколько десятков раз, а потом по-новой, потому как запомнить всё сразу попросту невозможно 😂
Конечно, словами сложно ограничиться. Даже взрослому человеку название инструмента и объяснение принципа его звучания мало что скажет. А уж ребёнку...
Я ставлю детям видео игры на различных инструментах. Не все за раз, но пару в нескольких исполнениях они с удовольствием и интересом слушают
волынка, например, не понравилась
Помимо расширения кругозора в инструментальной области, полигон имеет и другие развивающие функции:
- Каждый инструмент идёт под своим числом от 1 до 50. Ребёнок в ненавязчивой форме запоминает числа, тренирует глаз на них.
- Инструменты пронумерованы не абы как, а в соответствии с веком его появления. Производитель советует не показывать ребёнку закономерность нумерации, но именно в случае с данным полигоном смею не согласиться. Почему бы не рассказать детям, что валторну создали раньше чем кларнет, а барабан является древнейшим из музыкальных инструментов? Ведь ещё не скоро они научатся оперировать римскими числами и понятием времени, а без их знания и смысл нумерации проследить не удастся.
- На самом полигоне даны задания, которые родитель может предложить выполнить. Этакая подсказка 😉
Для меня большое значение имеет ненавязчивое познание мира дошкольниками (я это упоминала). Так что уже ранее на стенах нашего дома были повешены физическая и политическая карты мира, самодельный нотный стан и алфавит. Всё это давало неплохие плоды. Теперь коллекция дидактического материала пополнилась тремя отличными экземплярами - инструментальным и нотными полигонами, и таблицей сотни (про неё узнала почти 3 года назад, но руки не доходили поискать в магазинах).
Честно говоря, очень рада возможности познакомиться с таким необычным для меня познавательным материалом, потому что сама вряд ли обратила бы на него внимание. А по факту он имеет большой развивающий потенциал!
В последовательности визуального ряда каждого полигона существует строгая закономерность, которую ребенок должен обнаружить сам. Например, животные расположены в порядке возрастания их размера, а шедевры архитектуры расположены в порядке их сооружения, что можно проследить на ленте времени.
Прием ограничения времени делает концентрацию внимания ребёнка максимальной.
При занятиях с полигонами у детей развивается:
- концентрация
- ассоциативное мышление
- развитие «цельного видения»
- зрительные образы образовательных тем
- расширение гуманитарного кругозора
- внимание и память
- навыки скорочтения
Возрастная рекомендация и отношение детей
Эффективны в работе с детьми дошкольного (с 1,5-2-х лет) и школьного возраста. Интересны взрослым.
Полигоны появились у нас, когда детям было 3,1 г. и 5,4 г. Первым я решила повесить на стену инструментальный полигон, и, следовательно, внимание детей сконцентрировалось именно на нём. Поэтому я решила дать детям познакомиться поближе с данным полигоном, а уже спустя недельку добавила следующий - нотный.
Кстати, подобную практику я повторяю и с новыми книгами. Раньше любила заказывать сразу целую кучу и вываливать её перед детьми. Они, конечно, радовались, начинали лихорадочно хватать каждый экземпляр, пролистывать его и, толком не просмотрев, переходить к другому. Либо напротив, застывали с какой-нибудь книжкой, не обращая внимания на остальное. А когда наконец подходил черёд следующей, то ажиотажа от новой литературы уже не было.
К чему я это? Теперь я считаю, что следует знакомить малышей со всем новым последовательно, давая возможность хотя бы немного изучить его, не рассеивая внимания ни на что другое хотя и мы не избежали горы подарков на Новый год 😁
Инструментальный полигон одинаково понравился обоим детям. Они с удовольствием находят по просьбе знакомые им инструменты ("находилки", по-моему, все дети любят)). Младший сын пока плохо знает числа, но он может искать цифры. А вот старшей дочке я задаю задачки потруднее, например, найти число 49 или 12. В первые дни это занимает немало времени, потом становится легче. Вот вам и развитие внимание и концентрации (попробуй не отвлекаться на изображения инструментов!), да и памяти тоже (постепенно ребёнок запоминает расположение как чисел, так и инструментов).
На ленту времени дети пока особо не акцентируются. Я могу сказать им, какой инструмент появился раньше, иногда называю век, который ребёнок показывает. Но последнее случается редко, не интересуются мои дети пока римскими числами)
Мне очень нравится, что
дети сами могут придумывать друг друга задания, поэтому я частенько слышу что-то типа: "Федя, найди-ка мне... гитару!" от старшей дочки)) Кстати, её подружка, придя в нам в гости и увидев "обновку", тоже заинтересовалась и они вместе с Таисией устроили "музыкальную школу" 😊
Заключение
Как оказалось, полигоны - необычный и при этом простой и разносторонний способ развития ребёнка. Это то, что можно приобрести как для однозначной пользы, так и без потери для кошелька и при этом то, что нравится детям.
Рекомендую!