Работа К.Э. Циолковского «Двигатели прогресса» была издана при его жизни, опять на его собственные деньги, в 1928 г. в небольшом его сборнике, под таким же названием. Там он продолжает тему ту же, что и в «Гений среди людей» и, кстати, повторяется. Но некоторое уточнение, скажем так, некоторых его мыслей есть. Под двигателями прогресса он понимает людей, существенно его ускоривших.
Дам цитату, двигатели прогресса, по К. Э. Циолковскому это:
«1) Люди, организующие человечество в одно целое.
2) Изобретатели машин, которые улучшают производимые продукты, сокращают работу и делают ее более легкой. Например, печатные и разные ремесленные и фабричные машины. Машины усиливают производство в десятки, сотни и тысячи раз. Некоторые же предметы совсем невозможно устраивать без орудий-машин, например пишущую машину, автомобиль и т. п.
3) Изобретатели машин, которые используют силы природы, например механическую силу, химическую и т. п. Эти силы могут увеличить механическое могущество человека в тысячи раз.
4) Двигатели прогресса – также люди, указывающие на способы усиленного размножения и улучшения человеческой породы.
5) Также люди, открывающие законы природы, раскрывающие тайны вселенной, свойства материи. Объясняющие космос как сложный автомат, сам производящий свое совершенство.
6) К двигателям прогресса относятся и люди, восприимчивые к великим открытиям, сделанным другими, усваивающие их и распространяющие их в массе».
При этом главные двигатели прогресса, по Циолковскому, первые пять категорий людей, он их называет «мудрецы и изобретатели». Шестая категория, их он называет «учёные», двигает прогресс куда в меньшей мере, более того, на каждом шагу его, напротив, тормозит. Научное сообщество намного уступает по уровню интеллекта «мудрецам и изобретателям» и поэтому, так же как и обычные люди, их не понимает, и тоже подвергает их и их идеи осмеянию и травле, воспринимая их как выскочек. И это в лучшем случае. Часто именно с подачи «учёных» «мудрецы и изобретатели» уничтожаются физически или заключаются в тюрьму. Здесь он приводит примеры с судьбой Сократа, Лавуазье, Д. Бруно и Галилея, и ряд других примеров, которых действительно масса.
В тоже время, он подчеркивает, что здесь есть и обратная сторона медали.
Настоящие «мудрецы и изобретатели» очень редки, и встречаются ничуть не чаще, чем жемчужины в навозной куче, зато очень много, скажем так «лжемудрецов и лжеизобретателей». В их роли выступают либо шарлатаны, либо психически ненормальные люди. И нередко бывает, что именно они, особенно опытные шарлатаны, как раз и добиваются незаслуженного признания, отчего тоже только вред.
И это опять у К. Э. Циолковского только крик души. Если в работе «Горе и гений» он хотя бы предлагает пусть и наивные, но конкретные пути решения данной проблемы, то здесь у него уже нет конкретных предложений. А есть только мысль – что-то надо делать!
Заслуга Циолковского здесь опять в том, что он хотя бы поднимает эту проблему, которая, безусловно, существует. Равно как и понятно, что то, что большинство настоящих «мудрецов и изобретателей» не находит признания и умирает затравленными наносит человечеству большой вред.
Ясно так же, что всё это он пишет и применительно к себе, то, что большинство жителей Калуги, большую часть его жизни, «держали его за дурачка» известно. Равно как известно, что многие «держали его за дурачка» и всю жизнь. Нужно отметить, что многие, включая «учёных», «держат Циолковского за дурачка» и по сей день, и таких публикаций в сети тоже немало. Мысль, что Циолковский, сформулируем её так: «Обычный провинциальный дурачок, чёрт знает что о себе возомнивший, но его им же самим, за собственные деньги, опубликованные работы однажды стали востребованы властью и поэтому его возвели в гении» не нова, и звучит в сети всё чаще. И это только ещё нагляднее показывает, что обозначенная Циолковским проблема существует.
Но вот способы её решения…
Боюсь, реальный, пока, есть только у Вознесенского:
Нас мало, нас адски мало,
А самое главное, что мы врозь
Именно Андрею Вознесенскому, в этих двух сточках, удалось сформулировать и всю трагедию странников (люденов) Стругацких, и показать единственный реальный способ решения этой проблемы. Им нужно начать находить друг друга и объединятся. Сегодня это реально благодаря Интернету.
Свой уровень интеллекта Интернет вполне позволяет показать, и интеллектуалы, в отличие от «учёных» и обычных людей способны понять друг друга.
Установив же контакты, интеллектуалы смогут действовать куда эффективнее.
Конечно, им будет и противодействие, прежде всего, со стороны «учёных», но «файрвола», пока, нет, и им ничего не мешает отвечать в сети на порочащие их публикации. И отвечать они смогут куда грамотнее, обоснованнее, и, самое главное, убедительнее, чем «учёные». А значит, однажды, они смогут куда эффективнее, чем «учёные» привлекать на свою сторону обычных людей.
В «Лезвии бритвы» Иван Ефремов написал словами оной из его героинь Сандры, кстати, мне именно эта его героиня нравится больше всех:
«Теперь я знаю, насколько мы все одиноки в жизни. Надо быть друзьями, надо всегда чувствовать вокруг себя дружеское участие, уверенность в помощи, ежедневную духовную связь, общение, деловую поддержку. Даже если захочется уединиться. Тогда появляется большая внутренняя сила, смелость, сознание своего единства с хорошими людьми.
И думается, почему бы людям не создавать дружеских союзов взаимопомощи, верных, стойких и добрых? Вроде древнего рыцарства, что ли, не знаю, как уж назвать. Насколько стало бы легче жить. А дряни, мелким и крупным фашистикам, отравляющим жизнь, пришлось бы плохо».
Думаю, интеллектуалам пора начинать это делать. Интернет, это решение проблемы «нас адски мало, а самое главное, что мы врозь», и, думаю, достаточно эффективное решение.
Безусловно, рекомендую работу к прочтению.
Если понравился отзыв, ставьте лайки, подписывайтесь на мои отзывы, делитесь отзывами в социальных сетях и на других ресурсах, читайте мои другие отзывы.