Всем привет! Сегодня я решила продолжить свой рассказ про трилогию о русской литературе, принялась за вторую часть и она далась мне нелегко. Про первую часть серии можно почитать здесь
Так выглядит обложка второй части
Трилогия посвящена основным писателям и поэтам, которых мы помним (а некоторых и любим) со школьной скамьи; тем историческим реалиям, в которых они создавали нашу великую классику и что, собственно, пытались донести до нас своим творчеством. Это если в общем и вкратце. Протеиновую часть я говорила, пришла пора для второй.
С места в карьер! Введения для слабаков и нытиков видимо…
Вторая часть вышла не настолько впечатляющей. И вот почему. Книга без всяких введений и предисловий начинается с жизнеописания Николая Васильевича Гоголя (я понимаю, что это продолжение первой части, но выглядит это как-то неприлично, без уважения к читателю). Хоть какое-то предисловие, на 1-2 странички было бы в самый раз, но чего нет, того нет.
Также несомненным минусом я посчитала отсутствие каких бы то ни было исторических врезок, которыми изобиловала первая часть трилогии и от этого книга казалось куцей, недоделанной что ли. Исторические вкрапления были только в жизнеописаниях авторов и прописывались в пояснениях к конкретным произведениям, но скорее вскользь, поскольку совсем без них пояснения были бы неполными и не совсем понятными.
Комфортный размер, средний объём (544 страницы)
В плюсы я бы записала следующие моменты. 1) Структура текста осталась прежней: очерк о жизни и творчестве, список важных дат и более пристальный взгляд на наиболее важные произведения. Она удобна и помогает создать систему в голове.
Биографические статьи описывают основные жизненные перипетии, яркие события, повлиявшие на становление писателей
2)Также в этой части особо ярких опечаток я не обнаружила - это, несомненно плюс (хоть какая-то радость🙂).
Книга с гибкой обложкой: читать комфортно, но со временем появляются заломы и пузырьки
3) безусловно само содержание впечатляет - это огромная трудоемкая работа и никакие опечатки и отсутствие введения не перекроют ту глыбу, которую взвалил на свои плечи автор трилогии. Так что несмотря на минусы - книга достойная. Но не советую читать в отрыве от предшественницы!
Помимо биографий, подробно описывается творческий путь: первые пробы пера, публикации, развитие стиля и символизм
Теперь хотелось бы немного поговорить о содержании. Честно говоря, первые 20 страниц были для меня чистейшим шоком! Оказывается Николай Васильевич был неврастеничной истеричкой с гипертрофированным ощущением собственной значимости, перемежающейся с периодами стыда и самобичевания. Вот они первые случаи биполярочки🤷♀️. Кто бы мог подумать? Теперь хотя бы стало ясно почему второй том «Мертвых душ» был сожжен. Теперь у этого акта есть логическое объяснение: творец исписался и проще было сжечь позор, чем терпеть критику. Ох, уж эти гении…
Основные исторические вехи жизни и творчества авторов выглядят вот так
Для меня также стало открытием, что Антон Павлович Чехов - сын крепостного, при том более похож на представителя интеллигентного дворянства, чем кто-либо из писателей, своих современников.
В основном берутся 1-2 ярких произведения автора и рассматриваются детально, с выкладками
Анализ произведений как оказалось невозможен без знания реалий писательской жизни. Как менялись писатели и их устои после пережитых событий в жизни (Достоевский, которого чуть не расстреляли; Толстой обратившийся к религии). Если раньше я разделяла в голове жизнь и творчество писателя, то теперь понимаю, что сама мысль о подобном разделении - утопия. Это невозможно. Творчество писателя так или иначе вытекает из его жизни и тут уж кто, как говорится, с чем пришёл.
Таких подробностей о Фёдоре Михайловиче я не знала…
Где-то на середине книги, я поймала себя на мысли, что до сей поры толком и не знала писателей как людей. Не знала что стоит за их творчеством. Они были образами, плоскими картинками в учебниках по литературе. Они были в моем сознании не более живыми, чем аватары в компьютерной игре: умом понимаешь, что за аватаром человек, но всё равно до конца этого не осознаешь.
Весь процесс чтения меня накрывала грусть-тоска, иначе и не скажешь. Выходит, что вся история русской литературы соткана из покорёженных несчастных судеб? Волосы встают дыбом от осознания, что великие произведения написаны болью и кровью народа и авторов, транслирующих его голос. В школе всё это казалось менее реальным и суровым…
Содержание книги (1)
Содержание книги (2)
Содержание книги (3)
Содержание книги (4)
В этой части трилогии рассмотрены самые значительные произведения Гоголя, Островского, Толстого, Достоевского, Некрасова, Тютчева, Фета, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Также даётся довольно подробный анализ особенностей письменной речи авторов. Это знание дополняет произведения новым пластом смыслов, истинной сути рассматриваемых произведений. Жаль, что в школах материал не подаётся настолько подробно и глубоко - хорошо если объясняют смысл произведения, чаще всего все даётся поверхностно и в разжеванном виде, без стремления посеять зерно мысли, анализа. Не учат размышлять и докапываться до истины, пусть и субъективной, авторской. Читать об этом действительно интересно хоть и сложно. И я искренне желаю каждому погрузиться в доселе скрытые для многих за корешками смыслы.
Также есть дополнительные материалы (в конце книги) о стилистических особенностях языка авторов
По итогу книгу рекомендую. Она неплохая, но существенно проигрывает первой части, на мой взгляд. И в целом, если рассматривать трёхтомник как одну книгу, то вполне заслуживает внимания. Будь у меня в школе такая книга, то счастью моему не было бы предела. Сейчас я все же смотрю на различные аспекты преподнесения информации и, вероятно, гораздо больше придираюсь.