«Тайна дома с часами» (The House with a Clock in its Walls) — американский фантастический фэнтезийный фильм Элая Рота, основанный на готическом романе «Дом с часами на стене» американского писателя Джона Беллэрса.
Поскольку на дворе как-никак конец декабря хотя по погоде и не скажешь, мне всё же подумалось, что надо бы попробовать добыть для себя новогоднее настроение. А где это самое настроение искать - непонятно. Попробовать, что ли, фильм посмотреть добрый, волшебный да для праздников подходящий... Недавно вышедшую «Тайну дома с часами», например.
«Висели над камином старинные часы, И стрелки замерли на них сто с лишним лет назад, И гость не отрывал от них свой любопытный взгляд - Они давно стоят».
Король и Шут, «Тайна хозяйки старинных часов»
Читая описание фильма, я предположила, что увижу детскую сказочку для самых маленьких сама дура, ибо нужно было смотреть трейлер, и даже собралась подключить к просмотру сына - благо, вовремя узрела над описанием пометку «триллер, ужасы», словила лёгкий когнитивный диссонанс и решила сперва ознакомиться в одиночку. А вот на имя режиссёра внимания не обратила, иначе точно прошла бы мимо - творения Элая Рота мне не близки от слова «совсем».
Итак, в «Тайне дома с часами» вниманию зрителя предлагают историю мальчика по имени Льюис (Оуэн Ваккаро). Он остался сиротой и вынужден переехать в Нью-Зибиди к единственному родственнику - старшему брату покойной матери.
В принципе, уже по вступительной части можно догадаться, что Льюис - мальчик с довольно нестандартным мышлением. Он обожает редкие слова, которые упорно выискивает в словарях, носит на лбу очки а-ля Капитан Полночь и совершенно не разбирается в людях. Хотя последнее, в принципе, простительно - не столько ему годков ещё, чтоб от всех окружающих подвоха ожидать.
Здесь же отмечу - с ролью Оуэн Ваккаро справился плохо. Даже мне, человеку, далёкому от мира кинематографа, хочется трагически восклицать: «Не верю!» (особенно в сценах, где Льюис плачет). Такой неправдоподобности я ни разу не видела ни в «Хрониках Нарнии», ни в «Гарри Поттере», ни в «Останься со мной» - да, в принципе, ни в одном из фильмов, где главные роли исполняют дети. При этом все остальные играют вполне нормально - даже парнишка на костылях, передвигающийся по баскетбольному полю аки Вайети Дювал из «Восьми безумных ночей», доверие внушает.
Дядя мальчика Джонатан (Джек Блэк) ещё более экстравагантен, чем его племянник - он ходит по улицам в кимоно, не чурается колко пошутить, любит сыграть джазовую мелодию на саксофоне в три часа ночи и охотно учит десятилетнего Льюиса игре в покер, при этом не заставляя его ни нормально есть, ни вовремя ложиться спать. А ещё у Джонатана телевизора дома нет, и вообще он волшебник.
У дядюшки Джонатана есть огромный дом с потрясающим интерьером, напрочь убитая машина, невоспитанный садовый грифон, игривое и прыгучее кресло, красивая подруга Флоренс (Кейт Бланшетт), с которой он обожает обмениваться язвительными фразочками, и сварливая соседка миссис Хэнчетт (Коллин Кэмп) - в общем-то, всё, что нужно человеку для счастья. Но имеется у него и одна большая проблема - исчезнувшие старинные часы, которые никак не удаётся найти.
Таинственные часы ничуть не меньше тревожат и Флоренс - настолько, что она неоднократно предлагает приятелю заручиться поддержкой Льюиса и поискать пропажу вместе с ним. Но Джонатан не соглашается, имея на то вполне вескую причину - к ситуации причастен могущественный колдун Айзек Изард (Кайл Маклахлен). И даже с учётом того, что Айзек год назад отправился в мир иной, у Джонатана есть основания полагать, что этот человек очень опасен даже после смерти.
В целом фильм я смотрела с интересом, хотя некоторые моменты вызывали откровенное недоумение. Например, очень хотелось бы знать, почему могущественные чародеи, хорошо владеющие телекинезом и легко запускающие файерболы из ладоней, испытывают столь благоговейный ужас перед ожившими куклами и пускаются в бегство от светильников Джека? По-моему, это как-то не совсем логично. Из каких соображений дядюшка Джонатан хранит ключ от замка, который нельзя открывать даже под страхом смерти, в непосредственной близости от этого самого замка? И с какой, собственно, стати мальчик приглашает в дом кого попало, позволяет чужаку копошиться в дядиных вещах, да ещё и пытается после этого заслужить расположение беспардонного и двуличного человека, гнилая натура которого видна за километр?..
Очень надеюсь, что эти моменты разъяснит книга, послужившая основой для «Тайны дома...» - обязательно прочту её. В первую очередь потому, что отдельные фразы персонажей несут довольно глубокий смысл и цепляют, заставляя предполагать, что в оригинальный сюжет заложено намного больше, нежели в фильм.
«Знаешь что, гений? В этом всё и дело. Растить ребёнка - это ещё означает бояться за него, постоянно, но всё равно растить. Таковы условия работы родителя».
На пятёрку в своём жанре «Тайна дома с часами» объективно не тянет, но лично на мой вкус твёрдой четвёрки заслуживает. Правда, для уютного вечера в кругу семьи не подойдёт ближайшие лет 7, ибо грифон, испражняющийся в бассейн, довольно реалистичные зловещие куклы, демон Азазель и восставший из гроба жутковатый мертвец - это последнее, что я стану показывать своему ребёнку (по крайней мере, в настоящий момент). А вот в собственный список новогодних фильмов «Тайну дома с часами» добавлю и пересматривать буду. Даже несмотря на то, что снял её создатель «Зелёного ада».
Интересно, но явно не уютно-новогодний вариант)) Это я в своё время долго страдала, идти или не идти на "Крампуса", но решила, что нафиг-нафиг, к терапевту))