"Небо цвета стали" как роман хорош и сам по себе, но особенно сильный эффект он оказывает именно в составе полного цикла. Я вообще испытываю слабость к сложным книжным структурам, когда автор выстраивает взаимосвязи между разными своими произведениям. Хорошие примеры: "Темная Башня" Кинга со сквозными отсылками в большинстве его романов, или "Миры Упорядоченного" Ника Перумова. В этих книгах не просто упоминаются общие персонажи или события. Все они оказывают влияние на сюжеты друг друга и создают единую картину. Именно поэтому для начала я должен привести список книг, входящих в "Сказания Меекханского пограничья" на данный момент.
- Север. Топор и скала
- Юг. Меч и жар
- Восток. Стрела и ветер
- Запад. Кинжал и море
- Небо цвета стали
- Память всех слов
Аннотация:
Сыны Войны готовятся к битве за наследство, а значит, котел под названием Великие степи вскоре закипит. Тем временем темные силы повисли над горами, а вольный степной народ верданно спустя тридцать лет, решили вернуться на родину, и проделать длинный путь, почти в пятьдесят миль, даже если придется бросить вызов безжалостным кочевникам. Чудовищные расправы охватили зловещей сетью горную местность — кто-то три месяца загадочно и жутко убивает здесь людей. Погибло или исчезло больше чем две сотни человек. В горах исчезали патрули Стражи, но никаких тел не находили.
Генерал Кавер Монель, командир Восточного Соединения Горной Стражи, и глава местной Крысиной Норы, Эккенхард, обоснованно опасаются, что путешествие верданно может превратиться в кровавую бойню в тесных долинах, на узких мостах или на крутых перевалах.
Лейтенант Кеннет-лив-Даравит, шестая рота Шестого полка из Белендена пополнив свою роту получает приказ – сопроводить обозы Фургонщиков по маршруту, через горную местность до Лиферанской возвышенности. А Кайлеан-анн-Алеван и Дагена Оанитер из племени Геарисов под чужими именами отправятся в замок Клендоан, вокруг которого неумолимо сужается спираль убийств, и попытаются исподволь выяснить, кто или что ответственны за происходящее. Главное, самим не стать очередными жертвами или казненными лазутчиками…
Так вот, первые четыре книги представляют собой сборники повестей. Это скорее отдельные зарисовки. Можно даже сказать, подготовка к последующим романам. Однако не стоит их недооценивать. Во-первых, каждая отдельная повесть тоже очень сильна. Во-вторых, они дополняют и развивают друг друга. И особенно явно такие связи проявляются как раз в романе "Небо цвета стали".
Кстати говоря, цикл не случайно называется именно "Сказания Меекханского пограничья". События всех книг происходят на границах могущественной империи Меекхан. При этом любопытно, что автор показывает саму империю и населяющих ее людей через призму приграничных народов. Ведь действия разворачиваются по обе стороны границ, но почти никогда не уходят вглубь государства. Зато культуру этих народов автор проработал действительно качественно, включая интересные особенности языка, обрядов и прочее.
А еще меня приятно порадовало, как автор обыгрывает название книги. Небо цвета стали упоминается в тексте неоднократно, задавая тревожную атмосферу всему повествованию.
Небо начало слегка розоветь, через часок вершины на восточном конце долины напьются солнцем, а небосклон сделается цвета холодной голубизны, столь светлой, будто он – купол из отполированной до блеска стали.
Кстати, я ведь уже упоминал, что мне нравится, когда цикл книг грамотно структурирован? Ну так еще больше мне нравится то, когда много сюжетных линий, сперва параллельных, затем сплетаются. И в этом плане эта книга демонстрирует достойный эффект. В ней объединяются линии Севера и Востока. Отряд Горной стражи и вольная конница генерала Ласкольника.
На протяжении всего чтения этого произведения меня не покидало ощущение, что роман будто растянут из повести. Словно автору немного непривычно в большом жанре после компактных повестей. Особенно это заметно в самом начале - сюжет разворачивается медленно и вяло, некоторые сцены перегружены... Но потом действо разгоняется и выходит на должный темп. Да и вообще, в итоге этот роман, как и весь цикл, я прочел на одном дыхании. Поэтому придираться совсем не хочется. А чего хочется - так это скорее приступить к продолжению. 😊
И кстати, хотя автор перешел от набора повестей к цельному роману, общая концепция сюжета не изменилась. В "Небе цвета стали" идут несколько линий, встречается и героические битвы, и мистические загадки, и интриги. Но теперь все это сплетено более изящно, а не разделено на самостоятельные куски, как прежде. Да и эпичности в романе прибавилось. Сюжет повествует о том, как огромный караван верданно переправляется через горы, чтобы вступить в войну за свою давно утраченную родину.
Первая часть под названием "Вкус железа" - именно про путь фургонщиков через перевал. На меня произвела впечатление караванная романтика, если можно так выразиться. Чем-то это напомнило игру Banner Saga - такой же долгий путь, такие же многочисленные препятствия и неожиданные встречи. Но особенности происходящему в книге добавляет то, что караван это не простой, а состоит из нескольких десятков тысяч фургонов. Эта "Бронированная змея" просто поражает воображение.
Эмн’клевес Вергореф стоял снаружи линии фургонов, как раз встающих в длинную колонну, и смотрел. Бронированная Змея поднималась с ложа, словно гигантская мифическая тварь, несколько раздерганная, но из-за этого лишь еще более яростная и опасная.
Вторая часть под названием "Вкус крови" более жесткая. Тут преимущественно происходят сражения с кочевниками. Кстати говоря, описание войны очень интересное. Любой, кто хоть немного читал фэнтези, наверняка знаком с тактикой сражений, скажем, гномов с орками, или эльфов с троллями. 😊 Но тут кое-что новенькое. Боевые фургоны верданно против легкой кавалерии кочевников. Причем размах - ого-го! Сталкиваются армии по несколько десятков тысяч воинов с каждой стороны. "Колесо всегда слабее копыт" говорят фургонщики, но верные своей клятве, продолжают вести почти безнадежный бой. Проигрывая и численностью и скоростью своим врагам, они зато демонстрируют удивительную стратегию. Особенно интересно описывается тактика боя колесниц. Как говорится, фигня война, главное – маневры!
Девять шеренг колесниц: три, перерыв, три, перерыв и последние три. Три Потока по двести повозок каждый. Строй шириной в триста ярдов, глубиной в сто пятьдесят. Дер’эко осмотрелся по сторонам, между крайними лошадьми первого ряда можно было протянуть веревку, и ни одна упряжка не выставила бы из-за нее головы. Его Волна.
Поле битвы представляет собой завораживающее зрелище. Автору прекрасно удается описать масштабные битвы - читая, ты словно сам наблюдаешь с высокого холма на сталкивающимися в долине армиями. Такое произведение очень легко представить и в виде эффектной экранизации на большом экране! Настолько яркие и живые образы.
Книга довольно жесткая в плане обилия сражений, и довольно мрачная. Но мрачность скорее героическая, чем безнадежная. Ну то есть радует, что несмотря на постоянно окружающие персонажей насилие и опасность, остаются люди, сохранившие человечность и готовые к подвигу. Причем без лишнего пафоса.
Немного разочаровало меня то, что я ожидал в этом романе больше развития событий про богов. Не буду вдаваться в детали, но дело в том, что предыдущие книги заканчивались многочисленными намеками о вмешательстве внешних сил и прочих мистических событиях. Поэтому я ожидал, что в "Небе цвета стали" как раз будет раскручиваться эта линия. И здесь это тоже есть, но осталось так же непонятно и не раскрыто. Странно... Ну и что же, тем интереснее теперь прочитать следующую часть. Да и, судя по всему, цикл "Сказания Меекханского пограничья" завершаться не торопится. Лично я теперь совершенно точно отношу этот мир к одному из самых интересных в жанре, и буду ждать дальнейших книг. Уверен, впереди еще много интересного!