Опубликовано 8 Март, 2023 - 20:18

Красное и черное

Классические сюжеты могут существовать
в совершенно различных формах. Иногда они не выходят за пределы своих пыльных книг, постепенно рассыпаясь на библиотечных полках. Иногда расходятся на популярные цитаты и просачиваются в массы. Иногда - превращаются в фильмы и спектакли (совершенно разного качества). Самое интересное, на мой вкус - следить за тем, как из привычной истории, знакомой многим любителям классики, получается рок-опера. И если американские рок-оперы нашему зрителю более-менее известны, то вот французским представителям этого жанра почему-то уделяется очень мало внимания. А зря.

С чего начинается хороший спектакль? Правильно - с рассказчика

Общая информация:

  • Год выпуска: 2016
  • Страна: Франция
  • Язык: французский

Итак - начнем

Первое, что стоит сказать об этой постановке - Стендаль под музыку воспринимается очень даже хорошо. Для того, чтобы смотреть, не требуется ни глубоких знаний в области истории, ни анализа сведений о литературе. Все и так прекрасно понятно. Неподготовленному зрителю объясняют все, что ему нужно знать. Хотя, знать тут надо не так уж много. Даже если человек ни разу не слышал о Наполеоне и не знаком со словом "гильотина", это не имеет значения, ведь любовь и ревность - темы абсолютно вневременные. Ну, а если уж этот человек вообще ничего не понимает, ему стоит хотя бы просто послушать музыку, ибо она тут довольно стоящая.

Сразу видно - нас ожидают любовь, ревность и страдания

Говоря о музыке, нельзя не обратить внимание на то, что это, все-таки, рок-опера, поэтому рока здесь предостаточно. Некоторые композиции (например, ария главного героя " Я хочу весь мир к своим ногам") застревают в мозгу и потом остаются там на пару дней. От них не так уж просто отделаться. Вокал исполнителя главной роли, на мой вкус, не слишком приятен (уж очень эмоционально вопит местами), но отлично соответствует внутренним терзаниям самоуверенного молодого героя.

Ода любви
Кроме пения в спектакле довольно много диалоговых вставок, во время которых герои обсуждают политику, признаются друг друг в любви, оскорбляют судей и просто рассказывают анекдоты. Любители французского языка, несомненно, оценят остроумие персонажей по достоинству, ну а всех остальных спасут субтитры.

Идущий на казнь приветствует тебя

Отдельно необходимо отметить декорации. Точнее, их отсутствие. Почти все декорации здесь заменяет большой экран, находящийся за сценой. На нем, в зависимости от ситуации, проецируется и особняк мэра, и дворец, и тюрьма, и зал суда, и эшафот, и библиотека и даже горящие портреты. За счёт такого приёма смена декораций происходит почти мгновенно, но логично, сцена не загромождена мебелью и артисты могут постоянно перемещаться. К тому же зритель практически постоянно видит исполнителей музыки на верхнем уровне над сценой, что придаёт постановке дополнительный колорит.

Кукольный домик для главных героев

Он же - библиотека
Или стена - если хотите

Сюжет постановки довольно интересен как с эмоциональной, так и с социально-исторической точки зрения. Перед нами - история персонажа, который осуществляет постепенное восхождение из самых низов к относительным вершинам (иногда при помощи своих возлюбленных), а затем - головокружительно падает вниз, приняв всего одно неверное решение.

С глаз долой - из сердца вон
Трудно сказать, кого из героев считать главными, а кого - нет. Чаще всего мы видем на сцене Жюльена Сореля, сына плотника, который метит в Наполеоны. Он отличается незаурядным умом, хотя поначалу не находит ему особого применения, работая гувернёром в семье мэра небольшого провинциального городка. Проблемы начинаются лишь тогда, когда в юношу одновременно влюбляются и служанка, и её госпожа (которая, впоследствии, его и погубит своим неуместным вмешательством). Казалось бы, пропасть социального неравенства должна дать молодому человеку вполне определённое направление для своих любовных притязаний, но он не привык к тому, чтобы отступать. Поднимаясь все выше и выше, он постепенно оставляет свою старую любовь позади, покоряя столичных дам. А любовь, словно скелет, выпадает из шкафа в самый неподходящий момент и становится причиной крушения надежд и катастрофы с двойным смертельным исходом.

Юноша бледный со взором горящим

Его первая поклонница
И две других

Главное, что нужно усвоить зрителям этого мюзикла - всё легко может оказаться не тем, чем кажется. Не стоит доверять первому впечатлению ни о любви, ни о людях определённого социального круга, ни о действиях отца, решительно идущего с достаточно острым мечом на любовника своей дочери, ни даже о солистке, исполняющей вокальный номер (ведь она вполне может быть фанерной, в прямом смысле этого слова). Самое важное здесь - ничему не удивляться.

Сын плотника не всегда зауряден
Идеальная семья не всегда идеальна

Пиршественный стол не всегда для еды

Любовная линия в этой постановке представлена не просто треугольником, а ломаной линией, местами пересекающей саму себя несколько раз. Есть герои, которых любят, есть герои, которые любят, а есть те, кто ничего не смыслит ни в том, ни в другом, но неизменно стоит у всех на пути. В общем она любит его, но не уверена в этом, а он вроде бы любит её, но ничего не может поделать со своим эго, а Наполеона уважает значительно больше. Кроме того, его ещё любят две других и со всем этим ему предстоит разбираться на сцене больше часа.

Первая любовь - это прекрасно
Но вторая - ничуть не хуже
Кроме любовного треугольника в сюжете отчётливо прослеживается треугольник ревности. Ревность толкает героев на необдуманные поступки и не позволяет им объясниться друг с другом вовремя, не доводя до печальных криминальных ппоследствий. Персонажи ревнуют друг друга, основываясь на чужих доносах, косвенных уликах и собственных подозрениях. В основном, беспочвенных, но не всегда.

Почтенный муж и его рога
Почтенная жена и её увлечения

Кроме этих двух треугольников перед нами разворачивается ещё один - треугольник амбиций. Чуть ли не каждый персонаж (кроме безумно влюблённых и отдельных творческих личностей) активно самоутверждается, окружая себя предметами роскоши, ореолом таинственности или выгодными связями (этому посвящено несколько отдельных арий мэра и его друзей). И абсолютно никому эти тщетные попытки не приносят счастья, скорее даже, наоборот. Скажу честно, наблюдать за этим очень интересно.

Ради выгоды можно все - обмануть ближнего,...
...удачно жениться...
...или выйти замуж

В дополнение к сюжету некоторый отдельный интерес вызывают и костюмы, в которых на сцене появляются персонажи. В целом, одежда выглядит соответствующей демонстрируемой эпохе. Если особо не приглядываться к деталям, получается вообще замечательно. Смена костюмов соответствует смене душевного состояния персонажей, а также их социального статуса (на что указывает цвет, фасон и ткань).

Разные дамы - общие проблемы
Неглиже - вещь деликатная

Итог: несмотря на достаточно большое количество диалоговых вставок между музыкальными номерами, практически полное отсутствие декораций и местами спорный вокал персонажей, рок-опера великолепна и, несомненно, произведет впечатление на ценителей жанра.

История любви прекрасна, но в конце - эшафот

Достоинства
  • Динамичный сюжет
  • Запоминающаяся музыка
  • Исторические костюмы
  • Оригинальные современные декорации
  • Эмоциональная игра актеров
Starriderрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
08.03.2023
это они здорово придумали с экраном вместо декораций)
08.03.2023
Интересно.
Смотрите также