Всем привет, друзья! С вами
††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться впечатлениями после прочтения авторского сборника "библейские истории для взрослых", в котором автор выставляет себя в свете такого прогрессивного атеиста, который не боятся критиковать библейские "сказки", как он их называет. В защиту этого человека не могу не заметить, что его проза для кого-то тоже только глупые сказки, которые еще до кучи паразитируют на сюжете других, более древних текстов и преданий.
Я - Бог, Я должен тщательно подбирать слова Мои. Люди, как я заметил, склонны принимать за постулат каждое Мое замечание. Как же раздражают это раболепие и низкопоклонство в Homo sapiens. В конце концов, есть разница между изящным обожанием и отъявленным заискиванием, но они ее просто не замечают.
В остальном же человек действительно имеет право высказывать свое мнение. Даже критику, если они считает это нужным. К счастью мы живем во времена, когда конструктивный диалог не является причиной обвинить кого-то в ереси и отправить на костер. С другой стороны, верующие все-равно защищены всевозможными законами о своей вере. Не то, чтобы они прямо нуждались в защите (если речь не идет о нападении на них за их вероисповедование или попытку разрушить/осквернить религиозное здание, тут вопросов нет), но определенная норма общения между людьми разных конфессий или взглядов на мир действительно существует.
Яхве ничего не говорил о спасшихся. И все же сегодня утром мы наткнулись на двоих.
С Testudo marginata никаких проблем. Черепах у нас много, целых двести двадцать пять видов, Testudinidae, Chelydridae, Platysternidae, Chelonidae, и это еще не все. Нечистые твари, несъедобные, бесполезные. Бросили ее назад в воду. Скоро доплавается до смерти.
Искренне жаль, что мы пока что еще не научились бросаться на людей за мнение, которое отличается от нашего. Как и различать "богохульство и оскорбление веры" с конструктивной критикой. Поясню для примера. То, что мой сосед является атеистом, это его личное право. Это никак не оскорбляет мои чувства как верующего человека. Как и моя вера не должна его оскорблять, так как мы взрослые люди, которые не навязывают друг другу свою позицию и взгляды на мир.
Сыновья мои решили избавить меня от страдания видеть труп проститутки. Прекрасно. За шесть веков я повидал достаточно мертвых грешников.
Сегодня ночью мы будем петь, плясать и возносить хвалу Яхве. Сегодня мы отдадим на заклание наших самых жирных агнцев.
Но если он целенаправленно начнет на моих глазах поджигать церкви или кидать камни в окна храмов, то это не только оскорбление чувств верующего, но и откровенное хулиганство.
К чему вступление, друзья? Я просто хочу сказать, что сам факт выхода авторского сборника, в котором он смеет в форме сатиры менять или перебирать библейские мотивы не делает его автоматически ужасным человеком, который есть младенцем по ночам пока этого никто не видит. Да, это может коробить и задевать мои чувства, но он ИМЕЕТ право высказывать свое мнение в такой форме. Ему могут быть не менее неприятны звук колоколов по утрам или песнопения молящихся.
— Не нервничай, Полли. И ты тоже, Бен. Если это опухоль, она, вероятно, доброкачественная.
— Круглая? — переспросила Полли.
— Круглая, — подтвердил я.
Пока его произведения остаются только сатирой и прозой на глупость и наивность определенной категории людей, это сложно назвать оскорблением чувств верующих. Да, попытаться можно. В конце концов для кого-то оскорбительным является сам факт существования атеистов. Что я могу сказать в таком случае? Бог им судья, не я : )
Чуть позже, когда я собирал в саду джонатан — бывшему баскетбольному центровому не нужна стремянка, — Аса, наш одиннадцатилетний рыжеволосый викинг, подбежал ко мне и сказал, что звонит Бореалис.
Поэтому книга "библейские истории для взрослых" покупались мной еще в студенческие годы с определенной долей любопытства. И если во время первого прочтения сборника я остался доволен, и поставил твердую пятерку, то сейчас, спустя годы (когда у меня и у самого появилось критическое мышление) я пришел к выводу, что несмотря на хорошую сатиру в некоторых историях, в целом сборник получился не то, чтобы прямо таким уж "атеистическим".
Никогда не забуду, как впервые взял на мушку фрица, сержанта с закрученными вверх усами; они топорщились над верхней губой, словно оленьи рога. Прицелился, нажал на курок и убил; как все просто: вот он стоит, а вот уже лежит — человек, которого я даже не знал. И я подумал, как легко будет стрелять в Гарри Хайнса, которого я ненавидел.
И вообще, нам заявлено о библейских историй, а тут, как минимум, треть никаким образом не связаны с этим священным текстом. Так что выходит, что автор нас обманул : )
Кому бы я не стал рекомендовать чтение сборника, так это той категории людей, которые даже фразу "я не верю в Иисуса" воспринимают как личное оскорбление. К сожалению, мне приходилось сталкиваться с такими личностями в реальности, и они оставили у меня не самые приятные воспоминания. И да, я знаю, что есть вполне адекватные верующие люди, которые спокойно воспринимают сатиру и иронию, и которые понимаю, что пока "критика" не призывает к разрушению и физической расправе, то она имеет право на существование.
Дивизионные хирурги сшили меня как могли, но я-то знал, что несколько осколков остались внутри, потому что грудь болела ужасно. Через неделю после того, как меня перевели из палаты безнадежных, мне выдали месячное содержание и отправили в Бар-ле-Дюк чуток отдохнуть и расслабиться, что, как всем было известно, означало немереное количество коньяка и проституток.
В конце концов, нет смысла бороться с ветряными мельницами. К тому же это вызовет скорее смех и совершенно обратный резонанс в обществе от ожидаемой реакции со стороны людей. Как это было, например, с концертом "бегемота", который приезжал в какой-то российский город. Где "православные активисты" выступили против и добились отмены его концерта. Не отношусь к поклонникам этой группы, но решение, мягко говоря, мне кажется странным. Пока эти люди не режут христиан на сцене и не призывают убивать людей, они могут выступать в любом амплуа.
— Мы должны поговорить, ты и Я.
— О чем?
— О твоем боссе. — В голосе чувствовалось раздражение. — Ты знаешь о Данииле Нимроде больше, чем кто-либо другой на этой планете, включая ту расфуфыренную любовницу. На карту поставлено слишком много: судьба Земли, будущее человечества и тому подобное. Принеси с собой календарь деловых встреч.
А если кого-то это "оскорбляет", то можно не ходить на их концерты и не слушать их музыку. Логично, правда? Потому что если доходить до крайностей и абсурда, то моя вера тоже может быть оскорбительна для тех, кто верит в другого Бога. Или и вовсе проповедует многобожие.
— Какие новости о Пу-Ба? — поинтересовался Джордж, скорчив уморительную гримасу.
Медвежий кивер высотой в два фута выглядел на его голове как загнанный на дерево опоссум.
К тому же сам по себе текст и заложенный в нем посыл не злой. Тут скорее анализ и попытка высмеять определенные мифоначала, построенные вокруг известных мировых событий. Да, кого-то это действительно может покоробить и задеть, но я повторюсь - ничего РАЗРУШИТЕЛЬНОГО в тексте нет. Автор рассуждает со своей точки зрения, и делится своим мнением о некоторых мифах христианской религии с помощью художественной прозы. Он имеет на это право? Имеет.
— В высшей степени ясно, — сказал Майкл, надевая пальто.
— Ясность — в этом все дело, — добавил Бог.
— Камо грядеши? — спросил Нимрод.
Значит приятного чтения тем, кто захочется прочитать эту антологию самостоятельно. И возможно, что некоторые истории вызовут у вас такую же улыбку, как и у меня, друзья. Так что приятного погружения в мир сатиры и критики!
Ориг.название: Bible Stories for Adults
Формат издания : 130х200 мм (средний формат)
Количество страниц: 240
Переплет: Твердый переплет
От издателя.
Так все-таки - ЧТО перед нами?
История циничной грешницы, ухитрившейся пережить Всемирный потоп…
История Иова, возмечтавшего наконец свести счеты с Господом…
История того, ЧТО, предположительно, и вправду написано было на скрижалях…
Богоборчество? Дерзость? Скандал? Или просто - свобода духа, не признающая ни жанровых, ни религиозных уз?
Прочитайте - и решайте сами!
Сборник получился противоречивым (не с точки зрения того, что в нем рассматривается, а именно с точки зрения подачи материала и тех историй, которые в него вошли). Ведь антология заявление как "библейские истории для взрослых". То есть ожидается, что рассказы должны быть прямо или косвенно связаны с этими мифологическими формулами. Как это было, например, в истории про Великий Потоп. Согласно авторскому видению, это не потомки Ноя снова испортились и стали доступными для греха.
— И Второго Завета, — добавила мисс Василиса. — «Происхождение человека и половой отбор».
— «Но естественный отбор, как мы увидим дальше, это сила, постоянно готовая действовать», — воодушевенно цитировала мисс Бландина. — «Происхождение видов», третья глава, часть первая, параграф второй, строка девятая.
Все намного прозаичнее - во время потопа смогла выжить одна профессиональная проститутка, которая попросилась на борт. Где спустя некоторое время с помощью своих приемов и мастерства профессии она смогла добыть немного семени детей Ноя и льда, чтобы оно сразу не испортилось. После чего благополучно покинула Ковчег с целью заполонить землю новыми грешниками назло Яхве, который и устроил потом для человечества.
Улыбка Марка исчезла.
— Голая истина, доктор Поликарп, заключается в том, что вы не являетесь результатом происхождения с видоизменением.
— А вот и нет, — возразил доктор Игнатий, университетский специалист по гибридизации. — Это есть в «Происхождении видов».
Звучит не как нечто каноничное, я знаю. В Библии таких мотивов не было, и там говорилось только о том, что выжила исключительно семья Ноя, но в этом и прелесть таких историй. Их не нужно воспринимать серьезно, а сам концепт о том, что кто-то целенаправленно собирается "портить" замысел Бог прямо говорит о несовершенстве человеческой натуры. Ведь у проститутки Шейлы был шанс переосмыслить свою жизнь, присоединиться к семье Ноя, и начать все с самого начала для себя.
— Мне больно слышать это от тебя, Уэсли. С твоим-то добрым сердцем…
— В том-то и суть, собратья. Я ухожу.
Думаю, Билл прикладывался к стаканчику с плюшевым мишкой слишком уж часто, потому что он заплакал: нет, это было не полноголосное уханье оркестра, а скорее какое-то собачье завывание.
Но она поступает так, как привыкла поступать. Если так задуматься, то рассказ можно назвать даже не сатирой христианской мифологии, а скорее апологетом. Ведь здесь четко показывается НАСКОЛЬКО было испорчено человечество этого периода, и почему только очищение планеты могло очистить божий замысел, и позволить невинным людям выйти на сушу. Ну или как-то так. Если ему можно, засучив рукава, переделывать и переиначивать библейские мотивы, то почему я не могу делать тоже самое с ЕГО прозой?
Я считаю, что это вполне справедливо и честно : )
— Нет. В действительности заурядный собачий укус и самая заурядная инфекция, затем обычная трансплантация.
Неопровержимый факт повис в воздухе: никто из нас в этот вечер не поедет в родные пенаты.
Сильно понравилась мне и другая история, связанная с мифом про Вавилонскую башню. В этом рассказе Бог лично спустился к одному чрезмерно горделивому миллиардеру, чтобы смешать его планы. И если ранее народы были разъединены с помощью разного языка, то теперь все люди начали понимать друг друга. И понимать не просто дежурные слова, которые мы произносим каждый день из разряда "привет, как дела?", а улавливать сразу самую суть наших мыслей. Из-за чего мир очень быстро ввергся в хаос, так как не осталось место для недопонимания или возможности что-то недоговорить.
Очень веселый рассказ, я считаю его одним из лучших в сборнике.
Падая, я вижу Сына Ржавчины. Старый софист преследует меня даже в момент моей смерти.
Падая, я все еще вижу историю вида, создавшего меня. Вижу Гитлера, Бонапарта, Марка Аврелия, Христа.
Тронула меня и байка про то, как ученые создали некого робота, который должен был собрать разбитые в гневе скрижали Моисея, на которых он записал истинные правила для евреев, которые были позже потеряны. В виде Дьявола тут выступает другой робот, созданный именно для того, чтобы выступать в роли вечного скептика, который всегда и во всем сомневается. Тоже очень философский рассказ, который мне понравился.
В остальном же сборник получился странный.
Моисей глубоко потрясен. Он пылает гневом. Какое гнусное предательство. «Вы недостойны получить Божий Завет!» — восклицает он и бросает из рук своих скрижали. Одна скрижаль разбивается о камень, другая — о драгоценного тельца. Преобразование полное: десять ясных заповедей превращаются в миллион разрозненных осколков. Дети Израиля ошеломлены, опечалены. Телец видится им вдруг жалким, третьесортным демиургом.
Я хочу сказать, что раньше он мне действительно нравился. Истории казались едкими и глубокими по смыслу. А сейчас при повторном прочтении я осознал, что половина, как минимум, это бессмысленный мусор, который можно смело выкидывать из сборника, и он станет только лучше. В частности, история про мертвого солдата, на могиле которого стоит почетный караул. А мертвец тем временем вспоминает свою жизнь и пространно рассуждает про человечество в целом.
Вот к чему это было?
— Разве есть такой закон, чтобы «Сокс» не могли иметь приличного питчера? Я хочу сказать, они действительно приняли такой закон?
И Уолтер приготовился к худшему. К счастью, Либби не жалела бурбона, и к трем часам Уолтер так анестезировался мятным джулепом, что мог свободно перенести даже ампутацию, а не только пустые разглагольствования Ральфа о «Сокс», «Кельтах», «Медведях» и «Патриотах».
Или его ирония на тему духов Рождества, которые вернулись к дяде Скруджу. Только теперь это капиталистические сущности, которые объяснили ему всю неправоту его "праведных поступков". После чего он становится еще хуже, чем был ранее. Наверное, нужно быть американцем для того, чтобы понять смысл этого произведения, потому что я не понял и половины отсылок, заложенных в нем.
— Только через слюну или кровь.
— Все равно не могу поверить, что вы его еще держите в доме, притом что Мардж беременна и все такое.
Нейтрально отношусь я и к истории, в которой обыкновенная человеческая семья родила планету. В буквальном смысле этого слова.
Разумную, которая умеет "ходить", разговаривать, и с которой происходят странные вещи и не всегда приятные приключения. Не спрашивайте у меня что употреблял писатель, я не знаю. Но сам хочу это попробовать. Чтобы выдавать потом подобные идеи. А его пьеса про Иова на свалке вызвала разве что омерзение. Не потому, что я христианин, и это меня как-то оскорбляет. Просто сама по себе подача с матами, грязью и нечистотами. И за всем этим теряется мысль, которую автор хотел донести.
Что я могу сказать? Никто не Паланик кроме Паланика. И то, что блестяще удается сделать Чаку, не получается у Морроу.
— Сегодня после полудня ты мог бы купить тюк лучшего льна в бристольских доках за шесть фунтов, — сообщила Призрак Рождества Условного. Она и не пыталась скрывать свою профессию. Нарумяненные щеки, выкрашенные в огненно-красный цвет волосы, откровенное декольте, открывающее глубокую ложбину, похожую на борозду на пшеничном поле. — Будь ты понастойчивее, смог бы сторговаться за пять.
— Но позволь нам сказать тебе настоящую цену, — молвил Призрак Рождества Повелительного, поглаживая золотистую тушку ближайшего гуся.
Так что в целом сборник получился забавным. Есть над чем посмеяться и подумать. Что-то действительно может заставить начать скрипеть мозгами, чтобы найти аргументы против его "философии". То, что сможет оправдать то, что писатель высмеивает или выставляет в глупом свете. Ну а часть рассказов просто откровенно неудачные, и непонятно почему и как они здесь оказались.
Так что в совокупности всего написанного я готов поставить три балла из пяти.
Франни. Ребенок Брэдли-Чемберса страдает синдромом Брэдли-Чемберса. Расщелина нёба, слишком много пальцев, пораженные почки, сердечная недостаточность. Жизнь в постоянной боли. Моего ребенка зовут Энди.
Иов. Боже милостивый.
Франни (показывает на «Зенит»). Однажды Иов Барнс получит все назад — свое имущество, семью, здоровье.
И если вам нравится такой формат сатиры, друзья, то попробуйте полистать книгу сами. Может быть какие-то истории вам действительно приглянуться. Кто его знает? Спасибо всем, кто заглянул на огонек. И до новых встреч.