Кто из нас не думал о том, что с ним произошло бы, если бы он поступил иначе? Что бы изменилось в его жизни? Каким бы он человеком стал? Бывает, что мы жалеем об упущенных возможностях или о том, чего не сделали. Но ведь мы не знаем наверняка, что с нами было бы. Для нас время движется по линейной траектории и, к счастью или к сожалению, мы не можем отмотать его назад или ускорить и заглянуть в будущее. И то, что с нами произошло, уже не изменить.
На мой взгляд, фильм "Путешественница во времени" абсолютно метафоричен. Фантастика, вплетенная в реальность, предлагает нам прийти к своим выводам, поразмыслить о своей жизни, и возможно даже ее изменить.
Итак, сюжет:
Париж, 2052 год. Джулия путешествует по своей жизни в поисках событий, изменивших ее судьбу. Порой это нечто значительное вроде национального музыкального конкурса, а иногда такая мелочь, как забытый дома паспорт. Мелочь, которая спустя годы рушит всю карьеру и жизнь.
Сразу скажу, что "путешествует" - это значит, перемещается сознательно, НЕ перемещается во времени фактически, а лишь представляет и вспоминает - в какой момент ее жизнь сделала крутой поворот в ее судьбе.
История начинается с того, как молодая студентка пианистка из Амстердама Джулия Фейман, решив внезапно проявить свой спящий бунтарский дух, собирается уехать в Германию на демонстрацию у Берлинской стены.
В итоге Одна Джулия уезжает - и продолжает жить в Берлине, Другая Джулия - забывает паспорт и никуда не едет. Ту Джулию, которая осталась, ждет множество событий, многие из которых становятся действительно судьбоносными.
- Если хочешь впечатлений, не обязательно нестись в Берлин.
- Ты не понимаешь. Посмотри - это линия веселья. А когда я отрывалась?
- Когда?
- Никогда!
Таким образом, всего в фильме мы видим жизнь четырех Джулий (как бы странно это ни звучало). Одна стала известной пианисткой, другая вышла замуж и не смогла связать свою жизнь с музыкой. Одна попала в аварию, другая ее миновала. Проживая свою жизнь, она разумеется не предполагала, какое из ее решений круто изменит ее жизнь - ничем не отличается от этого и наша с вами реальность.
Фильм длится 2 часа, но это очень интересные 2 часа, которые у меня активизировали процессы рефлексии, включили воображение и заставили задуматься о поворотных точках в моей судьбе. Безусловно, это и будет главным достоинством кинокартины:
1) Она дает возможность задуматься о своей жизни. Фильм показывает нам альтернативные реальности. Мы не можем узнать наверняка, что в нашей жизни пошло по-другому, если бы мы поступили иначе, но мы можем сколько угодно фантазировать на эту тему, иногда оправдывая себя, иногда наоборот, гордясь собой. Для себя я сделала такой вывод - мы точно никогда не узнаем, что было бы, если бы мы поступили не так, как поступили, или если что-то не произошло или произошло. Здесь можно только гадать. Это просто нужно принять, как факт. Поэтому если у вас в голове есть установке "а вот если бы...", она заведомо провальная. Этих "если бы" бесконечное множество. И думаю, это осознание - и есть основной посыл фильма.
Среди того, что мне понравилось, также могу выделить:
2) Актерский состав. На самом деле, словила себя на мысли - как хорошо, что это не известные всему миру актеры, которые снимаются в каждой второй драме/мелодраме. А весьма талантливые люди приятной наружности, которые очень хорошо вписались, вжились в свои роли. Не встречала ранее ни одного из них.
Останавливаться на актерах второго плана не буду, а вот главные герои, на мой взгляд, замечательно справились со своей задачей. Особенно восхищает
Лу де Лааж. Она сыграла саму себя в разном возрасте - юном, зрелом и пожилом, при этом замечательно передала все свои состояния - счастье, умиротворение, утрату, горе, безвыходность, страх. Все было не сыграно, я бы сказала, а прожито ей.
Ее супруг по кинокартине, которого сыграл
Рафаэль Персонас, очень мне импонировал до определенных событий. Не скажу, что можно выделить в нем что-то особо выдающееся, но он также очень гармонично влился в свою роль, и также очень интересно было наблюдать за его актерской игрой.
3) Операторская работа. Для меня это всегда большой плюс в фильме, если оператор знает свою работу, грамотно подбирает ракурсы, где нужно - крупный план, где нужно - снимает более динамично. Такие кинокартины всегда приятнее смотреть.
4)
Музыкальное сопровождение. Вообще, сама музыка в киноленте занимает ведущее место. Это одна из главных ценностей главной героини, ее приоритет. Отдельно хочется выделить ее талант. Но также и музыка, которая сопровождала кадры, всегда была уместна, и была красива.
Единственный недостаток, который хочется отметить, это то, что идея все-таки не нова. Первое, что приходит в голову для сравнения, это "Господин Никто" или "Всё везде и сразу". В целом, фильм "Путешественница во времени" можно назвать самобытным, в нем что-то есть. Наверное, это "что-то" - это то, что в ней затронуты темы, которые, например, мне намного ближе, чем в вышеупомянутых фильмах. Ведь повествование ведется от лица такой же молодой девушки, со своими целями, интересами, с поиском своего предназначения в жизни. Поэтому и понимание сути переходит немного на другой уровень. Но тем не менее - смысл (да и подача, в принципе) один и тот же.
Несмотря на это, фильм к просмотрю я однозначно рекомендую!Одни думают, что их жизнь - это просто цепь случайных совпадений. Другие, напротив, считают, что все написано заранее. Что определяет нашу судьбу? Наши действия? Наш выбор? Те встречи, что посылает нам жизнь? Чем старше я становлюсь, тем меньше я уверена. Но иногда мне кажется, что самое важное решение принимает сама жизнь, без нашего ведома. Что великие повороты в нашей судьбе - это мелкие случайности, незаметные совпадения, что заставляют нас услышать этот голос, а не другой. Иногда хватает сущей ерунды.
А вот про настоящие перемещения во времени можно почитать в отзыве на мини-сериал, снятый по одноименной книге "Жена путешественника во времени".