Здравствуйте!
Уважаемые читатели, подписчики и гости моего профиля, сегодня речь пойдет об острой социальной проблеме - вопроса применения смертной казни в отношении серийных убийц.
В Российской Федерации с 16 апреля 1997 года применение смертной казни наложен мораторий.
Ни в коем случае не оправдываю насилие, убийство и искренне считаю, что подобное злодеяние должно понести заслуженное наказание. Нет и не может быть оправданий зверству.
Вместе с тем, документальный фильм "Безумен, но не болен" заставил меня посмотреть с другой точки зрения на мораторий и усомнится в правильности своих же собственных убеждениях. Ибо никто из нас не застрахован - стать маньяком.
Ими не рождаются, ими становятся.
Поэтому сегодня отзыв я оставлю без своих комментариев к нему.
Возрастная категория:
+ 18. Фильм основан на реальных событиях. В ленте использованы интервью с самыми свирепыми серийными убийцами в истории Америки.
Слабонервным смотреть не советую.
СЮЖЕТ:
Хроника наблюдений режиссера за работой психолога Дороти Льюис, которая десятилетиями изучала мышление убийц. Она брала интервью у знаменитых маньяков Теда Банди и Джоэла Рифкина, а также выступала свидетелем-экспертом в судах по нескольким резонансным делам.
Итак...Перед нами Дороти Льюис женщина зрелого возраста - известный врач-психиатр, признанный судебный эксперт.
С виду хрупкая женщина ввела в научный оборот до селе неизвестные болезни в области психиатрии. За право их существования, как диагнозов в анамнезе психически больных людей, ей пришлось пройти нелегкий путь - давление, осуждение со стороны общества и судебной системы Америки, насмешки СМИ, скептицизм со стороны коллег.
На протяжении всего фильма, меня не покидало чувство недоверия прежде всего к создателям фильма. Снят фильм однобоко. В нем нет ни слова о близких людях жертв маньяков. Какого им жить с обрушившимся на них горем? Ни слов сострадания к тем, кого постигла смерть от лап душегубов.
При просмотре фильма меня не покидало ощущение присутствия в нем масонства или какой-то секты. Прямого упоминания о том, что создатели фильма являются представителями какой-либо секты - нет. Это чувство возникло на уровне интуиции и субъективного восприятия, которое может ошибочным.
Да и личность самой Дороти Льюис не внушала мне доверия.
Работая с подростками-преступниками Дороти выйграла грант на обследование собственных ОНО и супер-ЭГО агрессивных людей, в рамках которого исследовала психику свирепых убийц, например:
Марк Дэ́вид Че́пмен — американский преступник, убийца Джона Леннона, основателя и участника рок-группы The Beatles.
В фильме есть всего лишь упоминание о денежном гранте на исследования Льюис, который она в свою очередь должна была отработать. Цель гранта, кто его давал, условия - не известны, в фильме никаких подробностей об этом нет. Что меня сильно настораживало ибо в моем понимании американская система государственной власти не гнушается дикими социальными экспериментами ценою, которых зачастую являются человеческие жизни. Примерами этому могут послужить - отель для женщин Барбизон или феминистическое движение под девизом "Я - ни кукла Барби".
К слову сказать, в Америке смертная казнь не отменена:
Смертная казнь в США является легальной мерой наказания в 27 штатах. Однако, в 8 штатах на неё наложены разного рода моратории. В федеральном законодательстве на смертную казнь действует мораторий с 2021 года.
В соответствии с интерпретацией Восьмой поправки к конституции Верховным судом США, её применение ограничено убийствами с отягчающими обстоятельствами, совершёнными вменяемыми совершеннолетними.
За 2023 год в США было казнено 24 человека. По данным на 1 января 2023 года, в камерах смертников находились 2,331 человека.
В настоящее время законы различных штатов предусматривают пять способов смертной казни: повешение, расстрел, электрический стул, газовая камера или смертельная инъекция.
Внешность, особенно глаза, некоторые выражения слов создавали впечатление, что сама Дороти, мягко говоря, неадекватная.
Для меня мысль о том, что действия жестокого маньяка можно оправдать казалась безумной.
Парадокс, заключается в том, что постепенно к концу фильма "Безумен, но болен" я усомнилась в правильности своих собственных убеждений и в адекватности той части общества, которые выступают ЗА применение смертной казни в отношении серийных убийц. Что это? 25 кадр, гипноз, какое-то внушение или подмена понятий? У каждого найдется свой ответ, просматривая "Безумен, но не болен".
Так или иначе, Дороти Льюис задает такие вопросы, на которые не возможно дать односложный ответ:
- Вы никогда не задумывались, почему Вы не убиваете даже если очень сильно злитесь? А я могу такой стать? А кто-то другой?
Задайте себе нужный вопрос: ПОЧЕМУ именно Вы не убиваете людей?
ИССЛЕДОВАНИЯ ДОРОТИ ЛЬЮИС:
Врач изучала факторы, влияющие на действия преступников:
- Социальный.
Одна сторона ответа - почему некоторые, испытывая душевную боль, бросаются с ножом на людей кроется в их ДЕТСТВЕ.
Дороти Льюис исследовала агрессивных детей. По данным ее исследований агрессивные люди в детстве сами подверглись сексуальному насилию, им наносились психологические травмы, физическое насилие со стороны родителей.
В документальном фильме "Безумен, но не болен" рассказаны конкретные примеры каким тяжелым испытаниям подвергались дети в семье, прежде чем вырасти и выбрать путь душегубов. Волей не волей таким людям начинаешь сострадать.
Выбор пути убийцы объясняется с научной точки зрения устройства психики человека. Пытки, отчуждение ребенка и ненависть к нему в семье провоцируют в человеке дисфункции головного мозга.
Просматривая документальный фильм "Безумен, но не болен", я в очередной раз вспомнила, что в моем родном городе по вине родителей орудовали - дети-маньяки "Молоточники".
Несчастливое детство, неполная семья, ненависть родителей - взрастило семя зла. По мнению Дороти Льюис, зло - понятие не научное, а религиозное. В мире нет хороших или плохих людей.
- Биологический фактор.
Неврологические отклонения, наследственность, психозы и наличие травм головного мозга.
Судьбы маньяков - немыслимо тяжелые, например, одному преступнику по голове проехал автомобиль.
Эти факторы формируют синдром множественной личности (ДРИ):
Диссоциати́вное (конверсио́нное) расстро́йство иденти́чности (ДРИ; также используется диагноз расстройство множественной личности; иногда употребляется как раздвоение личности непрофессионалами) — психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором идентичность человека не является целой и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (или, в другой терминологии, эго-состояний или альтеров). Идентичность может быть разделена на две и более части. При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение» — одна часть идентичности сменяет другую. Помимо «переключений» может быть и «пассивное влияние» (passive influence), при котором часть идентичности не берёт на себя исполнительный контроль, но так или иначе вмешивается в функционирование. Примерами могут служить голос ребёнка в голове, возникшие как бы из ниоткуда и не воспринимающиеся как свои мысли, говорение о вещах, которые человек не помнит или же не хотел говорить. Эти части идентичности могут иметь разный пол, возраст, национальность, характер, умственные способности, мировоззрение, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. Части идентичности могут как делиться, так и не делиться воспоминаниями. В первом случае одна часть идентичности будет полностью или частично помнить, что помнит другая, во втором же случае — наоборот.
До недавнего времени считалось относительно редким расстройством, однако современные исследования показали, что данное расстройство встречается с частотой от 1 % до 3 % среди всей популяции, и диагностируется среди 5 % пациентов, попавших на стационарное лечение по вопросу психического здоровья.
Ранее, из-за недостатка диагностических инструментов существование диссоциативного расстройства идентичности долгое время ставилось под сомнение. С 2000-х годов диссоциативные расстройства подтверждены результатами исследований с помощью функциональной магнитно-резонансной терапии. Установлено, что изменения активности мозга больного, связанные с переходом из одного эго-состояния в другое, не может повторить ни обычный человек, ни специально обученный актёр.
Причинами этого расстройства могут служить тяжёлые эмоциональные травмы в раннем детстве, повторяющееся экстремальное физическое, сексуальное или эмоциональное насилие, а также другие психические расстройства, не выявленные ранее. Данное расстройство является крайним проявлением диссоциации — механизма психологической защиты, при котором человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним. Этот механизм полезен, так как он позволяет человеку защититься от избыточных, непереносимых эмоций, но в случаях чрезмерной активации данного механизма появляются диссоциативные расстройства. Вопреки расхожему заблуждению, диссоциативные расстройства не связаны с шизофренией. Однако при шизофрении и диссоциативном расстройстве идентичности могут быть схожие психопатологические симптомы (в частности, симптомы первого ранга по К. Шнайдеру и слуховые галлюцинации), что указывает на необходимость дифференциальной диагностики
Классический пример ДРИ, когда человек - добропорядочный семьянин, любящий муж, заботливый отец, доброжелательный сосед на деле оказывается жестоким серийным убийцей.
Мы знаем случаи, когда жены, дети, соседи, коллеги по работе отказываются верить и принимать то, что именно вот этот человек и есть тот, зверь-оборотень, державший общество в страхе.
К слову сказать, у ДРИ нет пола.
При каких обстоятельствах психиатр Дороти Льюис в-первые в своей практике столкнулась с ДРИ Вы узнаете, посмотрев документальный фильм "Безумен, но не болен". В этой истории есть о чем задуматься.
По мнению доктора, именно ДРИ является болезнью большинства серийных убийц. Вместе с тем, наличие этого диагноза адвокатам "дьяволов" нужно ещё доказать.
Ибо вменяемые намерено прикидываются умолешенными, чтобы избежать смертный приговор.
Противоречие заключается в том, что действительно психически не здоровые люди отказываются верить в диагноз и им лучше принять смертную казнь, чем увидеть себя в психиатрической больнице.
Но даже у опытного психиатра бывают врачебные ошибки...
По прошествию 30 лет доктор признала свою врачебную ошибку в отношении одного из самых жестоких серийных убийц в истории Америки - Теда Банди.
Как образом, ей удалось диагностировать у него ДРИ после стольких лет со дня его казни, Вы узнаете, посмотрев документальный фильм "Безумен, но не болен".
ФИЛОСОФИЯ ДОРОТИ ЛЬЮИС
Для Дороти Льюис очевидно, что от агрессивных людей - маньяков общество необходимо защищать.
Вместе с тем, для того, чтобы предотвратить проблему необходимо изучать причины того, что сподвигло человека на жестокие преступления.
По мнению ученого, казнь не является методом решения проблемы.
А психическое заболевание само по себе является мучительным наказанием для самого человека.
Дороти призывает к тому что, не гуманно казнить психически больных людей. Для нее казнь и является преступлением.
Ни один цивилизованный народ не убивает умолешенных. Это противоречит морали. Нельзя убивать человека, который себя не контролирует.
Глядя на систему применения смертной казни в Америке, я задалась вопросом, не означает ли это, что наша страна более цивилизованная в данном вопросе?
Дочь Дороти Льюис уверена, что судья который принял решение о казни - должен сам исполнить приговор.
А Вы смогли бы собственно-ручно ввести яд, нажать кнопку электрического стула, пустить пулю самому зверскому серийному убийце? Возможно, для некоторых ответ будет утвердительным.
А если бы этим человеком оказался Ваш любимый муж, заботливый папа, младший брат, родной сын?
Как я писала выше, никто не застрахован от этого и даже Вы сами. К сожалению.
На электрическом стуле Дороти представляет саму себя.
И говорит о том, что американское общество в погоне за жаждой мести опустилось во времена среднивековья, где казнили человека только за то, что он являлся сумашедшим.
РИСУНОК, АРТ-ТЕРАПИЯ, ДИАГНОСТИКА:
В самом фильме "Безумен, но не болен" использованы зарисовки и графика, что придает ему особую и жуткую аутентичность.
Я как художник не могу это не отметить.
Как человек некогда изучавший криминологию, мне был интересен опыт Дороти в применении теста Роршеха:
Тест Роршаха — психодиагностический тест для исследования личности, опубликован в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом (нем. Hermann Rorschach). Известен также под названием «пятна Роршаха».
Это один из тестов, применяемых для исследования психики и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любое возникающее у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
В фильме показаны кадры, как врач учиться рисованию. Мне близки эти кадры по духу.
Как будущему психологу и арт-терапевту также интересен был показанный психоанализ человека по его рисунку.
Изучая юриспруденцию меня учили - судить. Мне всегда казалось, что я справедливый человек.
Изучая психологию, меня учат - не судить и не давать оценку, даже самому свирепому убийце.
Последнее мне оказалось ближе.
Например, в фильме "Безумен, но не болен" Дороти Льюис изучила личность человека, который в Америке приводит в исполнение смертные приговоры в отношении мужчин, женщин и даже детей.
Вот, что он нарисовал.
Доктор считает, что его таким же психически больным человеком на равне с теми, которых он сам же и казнил.
Тем, кто ответил утвердительно на вопрос о том, смогли бы Вы казнить свирепого убийцу стоит задуматься над этим...
ИТОГ:
Для меня очень тяжелый фильм.
К просмотру рекомендую.