Старые фильмы, как пенсионеры, которых в обществе принято уважать и почитать, а любое неосторожно брошенное в их адрес слово может быть воспринято за грубость. Что касается «Набережной Орфевр», то она и вовсе возведена критиками в статус культового произведения в жанре нуар, которое не то что критиковать, на него даже смотреть теперь косо нельзя. И все-таки мы попробуем.
Картина повествует о лысеющем пианисте, который буквально изнывает от ревности к своей жене Жени Лямур, поющей всякие скабрезности на сцене театра-варьете. Примечательно, что Лямур, заявляющая о своей безграничной любви к собственному мужу, не упускает ни единой возможности попробовать проложить себе дорого к большой славе за счет демонстрации своих прелестей. Подруга Жени по имени Дора тоже как влюблена в изнывающего пианиста, но при этом она не готова никак за свою любовь бороться. Наконец, крупный магнат предлагает Лямур роль в кино, но для этого она должна вечером встретиться с ним в его поместье... Однако вскоре о грядущей неверности узнает ревнивый муж и придумывает себе алиби.
Особой красоты и выдумки в работе оператора Армана Тирара я в этой киноленте так и не заметил, поэтому не вижу смысла превозносить визуальную часть, тем более, что в жанре нуар есть куда как более красивые картины. Актеры, да, здесь совершенно потрясающие. Сюзи Делер совершенно блестяще сыграла недалекую пустушку. Бернар Блиё неправдоподобно органичен в роли неблагоустроенного мужа, а Симона Ренан одним своим появлением привнесла в картину тот самый аристократизм и лоск, которыми известны фильмы в жанре нуар.
Проблема в том, что в попытках сделать сюжет как можно более закрученным, режиссер Анри-Жорж Клузо банально игнорирует вопрос о том, насколько правдоподобно ведут себя его персонажи. Кто будет изводить любимого человека, когда он мучается от ревности? Зачем откровенному тюфяку придумывать себе алиби? Как «благородная» Дора может безучастно смотреть на несчастье своего возлюбленного?
Глядя на ленту шире, мы можем констатировать полное отсутствие в кадре сколько-нибудь симпатичных персонажей, что всегда ведет к тому, что зритель теряет интерес к происходящему. Посвящая зрителя в самые интимные подробности жизни своих героев, Анри-Жорж Клузо предполагает, что нам чрезвычайно интересно совать свой нос в чужие дела, потому что ничем другим интерес зрителя он удержать не может. Нет, сюжет, конечно, изобилует неожиданными поворотами, но какое нам дело, что там происходило между вертихвосткой, любителем покупать женщин, неврастеником, порно-фотографом и детективом-цинником? Вот и я думаю, что никакого.
Такое впечатление, что снято по Сименону. Набережная Орфевр-у него там все происходит, любимый детективщик. Но его романы очень продуманны, никаких ляпов, на мой неискушенный взгляд.
Да, я про Сименона очень много слышал хороших слов от любителей детективов, но сам пока не добрался. Насколько я понимаю, Набержная Орфевр - это адрес жандармерии, который используют как её название.