Раз уж я написала отзыв про книгу Яны Вагнер "Вонгозеро", логично написать и про вторую часть. Она называется "Живые люди". И мне она понравилась больше первой!
Сначала я посмотрела сериал "Эпидемия", в целом он мне зашел. Так я думала до того момента, пока не прочитала книги, по которым он снят. На их фоне он поблек, и сейчас я понимаю, что мне в нем понравились только актеры и идея.
Основа книги "Живые люди": о чем она
Первая часть и сериала, и книги заканчивается тем, что герои, которым удалось выжить, добираются до Вонгозера. А что дальше?
Вокруг - снежный плен. Зима, холод, одиночество. Кругом ни души, еды нет, цивилизации нет. Но главное - нет надежды, что это все закончится, и нет понимания, что делать дальше.
Мне была интересна эта отправная точка. Всю первую книгу (и фильм) герои бежали к своей цели. Она достигнута. Движение замерло, динамики стало меньше. Впрочем, мне ее хватило с лихвой.
Тут продолжается не менее напряженная борьба за выживание. Этакая Робинзонада.
Книга отличается от фильма. Нет никаких диких фантасмагорий (как в сериале). Но от того не менее жуткое впечатление. Все опасности на 100% реальны, даже чрезмерно. Есть дополнительные герои, и именно они привносят острый привкус страха.
В чем развитие сюжета, если никто никуда больше не движется
Соль в том, что людям НЕКУДА бежать дальше. Но по-прежнему надо выживать, добывать пищу. Опасностей меньше не стало. Чем ближе к середине и концу книги, тем быстрее становится действие, появляются новые герои и уходят старые, острее разворачивается драма.
Мои эмоции, пока я читала, проходили такие пики, словно я на американских горках.
Интересно смотреть, что происходит ВНУТРИ у героев, и как под влиянием внутренних перемен меняется их ВНЕШНЕЕ поведение. Интересно наблюдать, как старые востребованные качества в людях становятся балластом, которые тянут ко дну.
Например, Сереже для жизни в нормальном прежнем мире была нужна удобная тихая послушная Аня. А в "диком мире" она оказалась "затертой" на окраину жизни. Ей понадобилось время, чтобы пружина внутри нее "распрямилась", и она "проснулась". В каких поступках это выразилось, становится понятно ближе к концу книги.
И наоборот, в цивилизованном мире первая жена Сережи Ира отталкивала, казалась скандальной и требовательной не по делу. Мне было непонятно: как с ней можно жить и не устать, не сойти с ума от претензий. На "острове", наоборот, ее резкий, напористый характер приводит к тому, что ее сразу все слышат. Голос Иры звучит весомо и авторитетно, ей даже не нужно привлекать внимание, все замолкают, когда она говорит. Озвученные вслух желания сразу выполняются. В то время как желания Ани (точно такие же) окружающие воспринимают как каприз.
Для меня интереснее всего оказалось наблюдать, как герои приспосабливаются к жизни в новых условиях БЕЗ морали, вне прежних правил. Кто-то перестраивается, а кто-то нет. Автор четко показывает связь: тот, кто усвоил новые уроки и проделал работу над собой, тот оказывается жизнеспособен. Остальные нет. Последствия от нежелания меняться - катастрофические. Новая среда не прощает старых привычек.
Если будете читать, обратите внимание, что причиной выбывания людей из этой гонки становится их какая-то ключевая черта их характера. Именно та, которая составляла соль их личности.
Опять же удивляешься: как тонко автор прочувствовала эту логику и как качественно проработала связь характера персонажа, событий и реакций на них.
Почему нужно читать ОБЕ книги
Читать книги советую именно в дилогии, обе части. Только прочитав до конца, понимаешь на 100% мотивы и характеры каждого героя. Автор, Яна Вагнер, так строит сюжет, что характеры персонажей нам раскрываются так же, как в жизни. По частям, штрих за штрихом. Человек сказал фразу, и мы добавляем к его портрету какую-то черту. Сделал поступок, и еще немного раскрылся.
Это признак качественной, не ширпотребной литературы. В жанре фэнтези чаще всего герои прорисованы схематично, одномерно и неглубоко. Здесь такого нет.
Могли бы получиться шаблоны: "Первая жена-стерва" (Ира), "Вторая жена рохля" (Аня), "Красивая меркантильная дура" (Марина), "Буржуй из 90-х" (Леня) и проч. Но вышли объемные образы. Пронзительные и честные, без прикрас. Нет положительных и отрицательных героев, нет дидактизма и нарочитой "морали" книги. Все, как в жизни - в каждом намешано ВСЕГО.
К концу удивляешься, как автор, начав писать коммерческую прозу, создал частичку реальности.
Вместе, но по-прежнему одиноки
Ключевая сцена для понимания женских образов - это сцена разговора у костра. Уже в аннотации написано, что герои вынуждены жить в двух крошечных комнатах без малейшего личного пространства. (За окном мороз - выйти некуда). Кровати стоят тесно друг к другу. Даже ночью не остаешься наедине с собой.
Но люди не становятся искреннее, ближе. Они даже не разговаривают. Напряжение растет.
И только в сцене у костра, наконец, каждая рассказывает о себе что-то.
- Здесь становится понятна твердость и непримиримость Иры, которая не идет на контакт с Аней даже тогда, когда та осталась в числе "последних женщин на земле".
- Стало понятно, почему Марина выбрала Леню: из-за денег или нет.
- Показалась та боль Наташи, которая подталкивала ее к змеиным колкостям при широкой улыбке .
И только Аня по-прежнему остается невидимкой для всех. Даже здесь ей не хватило времени, чтобы рассказать о себе и раскрыться. Это случится позже.
Что нужно, чтобы выжить
Этот момент самый интересный. Проанализируйте, кто выжил и почему, когда будете читать. В этом ответ на этот ключевой вопрос.
В чем смысл конца книги "Живые люди": непонятная концовка?
Концовка абсолютно понятна, на 100%. Мне кажется, непонятна она только тем, кто привык к сериальной подаче: когда все подается на блюдечке разжеванным. Но это книга, и она требует работы от читателя. Здесь - минимальной, в том смысле, что конец очевиден. Просто автор не стала превращать книгу в Санта-Барбару и опошлять ее тем самым.
Кто смог - тот выжил.
Еще видела в отзывах у многих вопрос, кто стал отцом нового ребенка, жизнь которого зародилась на острове. Не буду спойлерить и писать, чей он и т.д. Упоминаю этот момент только потому, что опять же некоторым кажется, что эта тема плохо раскрыта. Не согласна. В тексте об этом указано ПРЯМЫМ текстом. Прямым - перечитайте внимательнее, все найдете.
Некоторые герои пропадают из вида, и кому-то это не нравится. Мне кажется, это опять же - привычка, сформированная сериалами: все надо показать. Повторюсь, это литература - это другое! Здесь реалистичная подача: то, что главная героиня не МОЖЕТ ВИДЕТЬ своими глазами, не описано. Нет той самой "камеры", которая бы переместилась в пространстве. Но при этом абсолютно понятно, что происходит, с каждым из персонажей "за кулисами".
Никаких вопросов финал не вызвал.
Скомканный финал? Нет, это художественный прием!
Развязка была очень неожиданной и динамичной. Не скомканной, а именно динамичной. Автор на протяжении всего повествования использовала этот прием - нарастания скорости.
Сначала время тянется адово медленно и ничего не происходит. Это художественный прием. Таким способом Яна показывает, как герои воспринимали время, попав в "тюрьму" на острове.
По мере развития скорость событий нарастает. Под конец события движутся вперед, как скорый поезд. Логично, что в финале они несутся, как пейзаж за окном экспресса.
Депрессия?
Никакой депрессии книга у меня не вызвала. Все события и характер их подачи вытекают из ситуации и мироощущения героев. Какой может быть оптимизм у тех, кто попал в такие условия? Это было бы выдуманно, а ура-оптимизм просто ради того, чтобы понравиться аудитории с клиповым мышлением, убил бы эту книгу и ее достоинства. Автор осталась честна, и за это я ее уважаю.
Резюме
Понравилось. Умная, тонкая, продуманная проза. Написана интересно с сюжетной точки зрения, в то же время есть глубокий внутренний и литературный пласт. Исследование природы человека. Ни разу не фэнтези. Социально-психологическая драма. Могу представить ее в списке университетской литературы в курсе по современной прозе. Качество достойное.