Я не собачница, я – ярая кошатница, и мне в голову часто приходят мысли о том, что было бы, если бы мои питомцы умели говорить. На эту тему уже писали разные авторы – в «Завтрашнем дне кошки», например. А о рассказе о жизни от лица собаки я не слышала до того момента, пока мне в руки не попала книга Артуро Перес-Реверте «Боевые псы не пляшут».
Аннотация привлекла меня прежде всего тем, что в ней упомянули Гая Ричи: этот режиссер нравится мне своим нетрадиционным взглядом на мир. Согласитесь, художественный мир Гая Ричи так же неповторим, как и мир Квентина Тарантино. Я ожидала встретить собачий аналог «Джентльменов», но встретила почти что героев «Рок-н-рольщика»!
Итак, с первых же страниц книги мы знакомимся с героями.
Во-первых, это Арап,
метис – плод скрещения испанского мастиффа и филы бразилейро,
который когда-то был бойцовским псом. Спокойный и рассудительный, Арап местами напоминает мне героев Джейсона Стэйтема (в фильме «Гнев человеческий» он именно такого персонажа играет). Арап не любит вспоминать о прошлом и всеми силами пытается его забыть. Хорошо помогает вода из желоба, смешанная с анисовым вином. В общем, Арап любит выпить, как и большинство героев Гая Ричи
Во-вторых, родезийский риджбек Тео – друг Арапа, который остается таковым несмотря на возникший любовный треугольник. Тео – полная противоположность Арапу – это хулиганистый непредсказуемый пес, у которого тоже есть свой кодекс чести.
В-третьих, гончий пес Агилюльфо -
существо слабосильное, но образованное и с философским складом ума -
эстет и интеллектуал, который периодически искрит латинскими выражениями или другими умными мыслями. Умничает, но не зазнается, что тоже неплохо.
Наконец, борзой Борис – Красавчик, который почему-то напомнил мне Красавчика из «Рок-н-рольщика» в исполнении Тома Харди, хотя вроде совсем другой персонаж и типаж.
Сюжет закручивается буквально с первого диалога, и дальше автор устами Арапа рассказывает нам и историю знакомства псов, и то, как каждый из них оказался на улице или там, где он сейчас.
"Боевые псы не пляшут" — брутальная и местами очень веселая притча в лучших традициях фильмов Гая Ричи: о мире, где преданность – животный инстинкт.
Бывший бойцовский пес Арап живет размеренной жизнью – охраняет хозяйский амбар и проводит свободные часы, попивая анисовые отходы местной винокурни. Однажды два приятеля Арапа – родезийский риджбек Тео и выставочный борзой аристократ Красавчик Борис – бесследно исчезают, и Арап, почуяв неладное, отправляется на их поиски. Он будет вынужден пробраться в то место, где когда-то снискал славу отменного убийцы и куда надеялся больше никогда не вернуться – в яму Живодерни. Однако попасть туда – это полдела, нужно суметь унести оттуда лапы.
Хотя в романе есть условно «женские» персонажи, это все-таки мужская история, брутальная (причем я имею в виду первоначальное значение этого слова – «грубая»), к тому же, в этой истории нет место человеческим чувствам – только инстинктам и чувствам.
Сюжет развивается линейно, но повествование постоянно смешивается с философскими размышлениями Арапа о природе верности, мотивах собачьего поведения и о человеке. Признаться, мнение о людях у Арапа не самое приятное – еще бы, чего хорошего видел этот пес в жизни от человека? И тем не менее, он остается ему верен. Несмотря ни на что.
Хотя книга небольшого объема (я бы даже назвала это не романом, а повестью), в ней поднимается множество важных проблем от «мы в ответе за тех, кого приручили» от лица прирученных животных до «око за око, зуб за зуб». И истории, рассказанные брошенными животными, берут за душу и ранят сильнее любого грустного кино.
Вскользь в романе упомянута чудовищная испанская традиция – когда Арап беседует с одним из псов, он замечает у него на шее след от проволоки, которой того пытались задушить. Тот пес был борзым. В Испании это породы гальго и поденко, которые служат своим «хозяевам» 1-2 года – ровно до тех пор, пока не перестают быть идеальными убийцами дичи. Затем этих псов бросают в лесу, обрекая на голодную смерть, вешают или давят под колесами автомобилей. Почитайте в Интернете, об этом много написано…
Книга потрясающая. Она написана легко и читается на одном дыхании. Об ужасающих вещах рассказано так буднично, будто травля псов, к примеру, – это обычное дело. Стиль автора легок и полон иронии: его герой не надеется на чудо или на судьбу, он не раз говорит о том, что «не блещет умом», он просто идет напролом и пытается сделать все правильно.
В тексте почти нет опечаток, но все же одна обидная попалась на первой же странице текста.
Шрифт крупный, формат книги чуть меньше стандартного, из-за чего в целом текста на странице не так много. Думаю, еще и поэтому книга читается ну очень быстро!
Оформление просто потрясающее! Книга яркая, обложка запоминается. Суперобложка примерно в треть переплета, на ней указан слоган книги (как для фильма):
Мир, где невинных ждет милосердие, а виновных – возмездие
А также рецензия на книгу от редактора отдела современной зарубежной прозы Екатерины Казаровой.
Под основным переплетом есть QR-код, с которым можно послушать аудиокнигу, прочитать интервью или скачать обои.
В начале отзыва я написала о том, что я не собачница. Какие-то 190 страниц потрясающего текста поколебали мою уверенность в любви только к кошкам.
Трогательная история верности и настоящей дружбы никого не оставит равнодушным, ведь в этом удивительном мире храбрых псов и настоящих бойцов не танцуют только суровые псы…
Пять причин купить
- В подарок к книге каждый читатель получает дополнительные материалы для полного погружения в историю романа: аудиокнига, обои для скачивания и интервью!
- Артуро Перес-Реверте — настоящий мастер исторической прозы, который долгое время работал военным корреспондентом. Каждая история автора по-своему уникальна.
- «Боевые псы не пляшут» — захватывающее путешествие в мир, где начисто отсутствуют вопросы политкорректности и человеческой этики — мир, в котором господствуют животные инстинкты.
- Динамичный сюжет, с прекрасными диалогами и брутальными персонажами, держащий в напряжении с первой до последней страницы.
- Это история о настоящей дружбе, обусловленной не корыстью, а чувством долга и ответственности, где есть место как милосердию, так и жажде справедливости.