Опубликовано 6 Январь, 2023 - 19:02

  • Опыт использования:
    несколько раз

В юности, лет в 20-25, я прочитала три романа Мураками: "Норвежский лес", "Мой любимый sputnik" и "К югу от границы, на запад от солнца". В каком порядке уже не помню, но интервал в прочтении был не слишком большой, от силы год-полтора между каждой книгой.

Они оставили странное впечатление: вроде понравились, но вау-эффекта не было. А спустя пару-тройку лет я поняла, что начисто забыла сюжеты этих книг и не помню, чем одна отличается от другой. В памяти осталось лишь общее впечатление, одно для всех: прорва рефлексии, подруга детства-юности, появившаяся на горизонте много лет спустя в ореоле тайны, и открытый финал.

Поэтому я решила перечитать хотя бы один из этих романов, чтобы освежить его в памяти и составить окончательное впечатление о творчестве Мураками. Рандомно выбор пал на "К югу от границы...", — просто потому, что именно он попался на глаза в библиотеке.

Прочитав роман я, кажется, поняла, почему в свое время так быстро его забыла. Не потому, что он плохой. Просто там почти ничего не происходит. И без того небольшой объем (200 страниц) практически полностью занят рассказами героя о своих буднях и рефлексией о смысле своего бренного существования. И то, и другое очень обыденно и как-то безлико, и потому проскальзывают по поверхности сознания, почти не цепляя его.

Аннотация:

Даже когда я перечитывала книгу, у меня не было ощущения узнавания. Как бывает, когда ты забыл сюжет, но начинаешь читать — и сразу вспоминаешь. Если не считать каких-то отдельных деталей, я читала книгу как в первый раз. В большинстве случаев я не помнила, что будет дальше, и даже когда читала очередной эпизод не могла сказать, чем он закончится.

Герои у меня не вызвали ни симпатии, ни понимания. При этом я даже не могу сказать, что остро ощущала разницу в менталитете и культурном коде, как порой бывает во время просмотра аниме или чтения других японских авторов. Харуки Мураками в этом смысле весьма европеизирован. Есть, конечно, свои заморочки, однако я бы не сказала, что они играют какую-то решающую роль. Но точек эмоционального соприкосновения с героем я не почувствовала. Хотя, казалось бы, некоторые его переживания мне должны были быть близки. Во всяком случае, я точно помню, что думала и чувствовала что-то подобное. Но нет. Слова автора не попали в цель, резонанса не случилось.

Может, из-за того, что книга написана от первого лица, персонажи, кроме главного героя, почти нераскрыты. Их мотивы неясны, их внутренний мир туманен. Для читателя они так и остаются незнакомцами (или, точнее, незнакомками, потому что речь преимущественно о девушках) с неясной мотивацией, почти без биографии, без целей, без мечты, без каких-то запоминающихся черт характера. Если не считать хромоту Симамото и ее привычка курить определенную марку сигарет, у них нет каких-то отличильных признаков. Ну ещё некая общая для всех характеристика, что это милые девушки с внутренним обаянием. Но это тоже скорее говорит о главном герое и о том, на какой тип девушек он "западает".

Я так и не поняла сравнения с "Касабланкой" в аннотации. Фильм, я, конечно, смотрела очень давно. Но насколько помню, у романа Мураками с ним нет почти ничего общего. Ни по сюжету, ни по образам героев, ни по смыслу. Разве что какие-то элементы антуража и, возможно, местами атмосфера.

Ну и конец... Странный. Остаётся ощущение, что автор то ли не придумал, как закончить книгу, и решил оставить ну очень открытый финал. То ли, наоборот, вложил в него настолько глубокий символический смысл, что у читателя есть куча вариантов трактовок, из которых он может выбрать любую на свой вкус. Кстати, интересно, а на японских уроках литературы школьников тоже мучают вопросом "что хотел сказать автор?" ))) Думается, что здесь даже сам Мураками едва ли может дать однозначный ответ.

Книга оставляет после себя много вопросов, как я уже сказала. И главный вопрос: "Что это вообще было"? Помесь потока сознания, отчётов о поступках, дневника памяти и экзистенциальных метаний. Наверно, если откликнется в душе, то очень понравится. Но у меня, как я уже сказала, эмоционального контакта с книгой не получилось. Каких-то новых смыслов я здесь для себя тоже не открыла. Так что роман, пожалуй, хороший. Но не мой.

Достоинства
  • Наличие небольшой интриги
  • Неплохая книга для вечернего чтения
Недостатки
  • Плохо раскрыты женские персонажи
Ledi Morganaрекомендует
Читать все отзывы 44
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 44
Смотрите также