Опубликовано 11 Июль, 2018 - 13:59

Это именно тот случай, когда о книге невозможно молчать. Когда даже эмоционального сухаря пронимает настолько, что об этом хочется говорить/писать тогда, когда книга не прочитана и до середины (вообще, я такое не поощряю). Абсолютно непонятно, почему в различных списках литературы военной тематики не преподносится эта книга (да и другие работы автора), ведь это совершенно фундаментально, и труд Ярова, я считаю, незаслуженно находится в тени и безвестности от своих читателей.

 

Сергей Яров – российский историк, профессор Европейского университета Санкт-Петербурга, специализирующийся на изучении истории XX века, в частности – блокады Ленинграда. В его послужном списке больше 15 работ по части исторической психологии (вы знали, что так называется одна из сфер научных интересов?) и изучении этических норм в военное время.

 

«Блокадная этика» - это то, что холодной водой из ушат проливается с первой страницы и не отпускает при чтении следующей. Эту книгу я находила при составлении тематической подборки, но подумав о слишком сухом слоге (да и не слишком известном авторе)– отложила его до поры до времени. И знаете – это была моя ошибка. Да, это не художественное произведение, призванное на сопереживание главным персонажам. Это исследование по сотням, тысячам дневников блокадников, фронтовых писем и восстановление картины без героических прикрас. Это именно то, что человек хочет найти, желая узнать, как жили люди в большом городе при наступлении войны. Как менялся их внешний и внутренний, моральный, нравственный облик, что происходило практически незамедлительно.

 

А что вы знаете о блокадниках? О людях, которые остались в Ленинграде под обстрелом без возможности уехать в безопасность? Продовольственные карточки? Голодное время? В моем сознании вспыхивают какие-то отрывки о хлебе размером со спичечный коробок и о матерях, которые отказывались от своих мизерных порций из-за осунувшихся детей. И ещё о ремнях из кожи, служивших основой для «супа». Возможно, приходят на ум семьи, которые берут соседских беспризорных детей и делят между всеми равные доли пайка, т.к. без помощи те не выживут. Такие пафосные сюжеты страниц дневников – поощрялись и публиковались, нещадно принимая в себя редакторские правки. До 1970-80тых годах во всех найденных записях можно увидеть перечеркнутые редактурой строчки и то, что было на самом деле. Ох, это безмерная исследовательская ниша!

 

Голод людей начался не сразу. Когда, например, в октябре один из ресторанов вывесил табличку о продаже конины, прохожие недовольно морщились. Но затем из магазинов исчезали мясо, а крупы начали выдавать малыми порциями. От наступившего голода люди варили различные суррогаты, много употребляли воды с солью, отчего тело вспухало; становилось тяжело ходить, говорить, начинала проявляться апатия к жизни, вялость. Даже молодые люди ходили с костылями, выпадали зубы, морщины на лице 16летних девушек были отнюдь не редкостью.

«Блокада физически уродовала людей, и это очень заметно, когда сравниваешь довоенные и послевоенные фотографии. Это не то похудание, следы которого быстро исчезают после улучшения питания. У многих лиц – деформированные черты, смещенные пропорции, перекошенные мышцы.»

Люди озлоблялись на тех, кто был, по их мнению, «розовощек и свеж». В бане доносились женщинам недистрофичного (дистрофиками была большая половина населения) вида оскорбления и ругательства, обвинения в интимных связях с чиновниками, милиционерами или спекулянтами.

 

Голод подстегивал людей к самому немыслимому, от варки лошадиного копыта, приготовления кошек, до…

«Продолжением этой записи является рассказ о каннибализме: «Только что с помощью милиционера арестовал на Невском человека, везшего распиленный труп и публично признавшегося, что на студень».

Голодали, однако, не все: самыми «хлебными» местами считались школы, детские сады, ясли.

«План был такой. Мама, например, устроится, может быть, работать в детдом».

Неуловимо менялась не только внешность, но и нравственность: кража «талонных» карточек, грабеж и мародерство. Смертей было настолько много, что они укомплектовывались рядами у стен домов, так как везти на кладбище и хоронить не было ни сил, ни лишних «талонов». Ещё с утра лежащие/окоченевшие стоящие трупы были в верхней одежде, к вечеру – без головных уборов/ботинок/пальто/юбок. При случайных обмороках на улицах – прохожие не гнушались поискать ценное во внутренних карманах курток.

«Однажды я заняла очередь за хлебом, его долго не везли и я ходила домой греться. Возле тропинки лежала мертвая женщина, вначале она была полностью одета – теплый платок, пальто, валенки, но по мере моего хождения туда и обратно её постепенно раздевали.»

Если сначала семьи при каждом взрыве спасались в бомбоубежищах, то в дальнейшем родители даже не будили детей в комнатах. Пропадала ответственность за младших, исчезала инстинктивная потребность в защите себя и своих потомков. Социальный и духовный распад не мог не затронуть и речь блокадников.

«Эта кротость была началом смерти. Как раз в этом состоянии человек начинал говорить с употреблением «ика» и «ца»: кусочек хлебца, корочка, водичка.»

Я могу долго ещё продолжать, ибо впечатления остались сильные. К каждой строчке/абзацу есть сноски к дневникам и письмам, хранящимся в архивах. Сергей Яров, к сожалению, в 2015 году (в возрасте 56 лет) скончался, но оставил нам кладезь исторических исследований. Люди (такие как я), лишь поверхностно знающие о блокадном времени, найдут для себя информацию, которая поглотит их целиком.

Абсолютно не думала, что меня сумеет заинтересовать нехудожественное произведение о войне. Но это изумительно.

10 из 10.

Достоинства
  • Основано на документах
  • Правда без прикрас
Ксеника Черепахарекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Ого, какая книга!
Если я её буду читать, то точно буду плакать Sad(
07.02.2022
Я недавно смотрела фильм, где самолет упал в горах и люди выжили именно благодаря тому, что если своих погибших товарищей. И я иъ не осуждаю. Одно дело, убить чтобы съесть, а если уже мертвого - если это спасет жизнь живому, считаю, что нельзя за это наказывать. Хотя с др.стороны, понимаю, что в этом случае открылись бы ворота для беспредела и убийств и было бы сложно доказать, убил ты или нашел уже мертвого.
Еще такой момент - вроде как умершего своей смертью нельзя есть, но если умер от голода... это немного не другое. Помню, читала "Крутой маршрут" Евгении Гинзбург, она работала в сталинском лагере на птицефабрике, и там часто куры умирали именно от голода. Их пускать в еду запрещалось, но они как-то нарушали это правило, т.к. еды не хватало, и этих кур тоже ели.
я помню статьи искала по тому случаю в снегах. Не осуждаю. Никак не получается. это так все страшно.
08.02.2022
Смотрела год назад хороший американский фильм об этой истории... Кстати, он совсем не показался мне тяжелым. Наоборот, люди сплотились и выжили, не было подлости и каких-то очень плохих людей, просто само происшествие драматично, а люди в нем повели себя достойно.
Смотрите также