Ненадолго выпав из "айрекомендовских" будней, я скучала по вам, мои друзья. За это время вы много чего успели пересмотреть и прочитать, поесть и приготовить. Вы мастерили такие нужные во время пандемии маски и приобрели много интересных вещей от Avon и не только! А я... ....наконец то добралась до "Тибетской книги мёртвых".
Одним словом, доброго времени суток вам, мои милые читатели!
Тема смерти в нашем обществе табуирована. Можно говорить с собеседником о чём угодно: о погоде, политике, обсуждать и осуждать. но стоит заговорить о загробном мире и тебя сочтут...невменяемым. Парадокс современного общества: с телеэкранов мы почти ежедневно видим, как разбиваются самолёты, происходят всевозможные ДТП со смертельным исходом. Сопереживая чужому горю, мы можем сколько угодно обсуждать подробности произошедшего, но думать о том, что там, за гранью, предпочитаем "про себя".
Почему "Тибетская книга мертвых"? Не спрашивайте! Нет красивого, вразумительного ответа. Просто стало интересно, что расскажет о потустороннем мире Великий памятник буддийской культуры.
Итак, "Тибетская книга мертвых" ("Бардо Тхёдол", или "Бардо Тодол")
Жанр: Религия
Немного справки:
«Тибетская книга мёртвых» — наиболее распространённое на Западе название тибетского буддийского текста «Бардо́ Тхёдол» Содержит подробное описание состояний-этапов (бардо), через которые, согласно тибетской буддийской традиции, проходит сознание человека начиная с процесса физического умирания и до момента следующего воплощения (реинкарнации) в новой форме.
Книга имеется в свободном доступе. На популярном видеохостинге можно прослушать её аудиовариант.
История создания:
Согласно преданию, книга была написана учителем Падмасамбхавой в VIII веке и сокрыта на холмах Гампо в Центральном Тибете, а впоследствии найдена в XIV веке искателем книжных сокровищ Карма Лингпой (англ.)
Электронная версия книги сопровождается прекрасным предисловием Евгения Цветкова, а также психологическим комментарием швейцарского психолога и философа доктора Карла Юнга.
Содержание(в общих чертах):
Эта книга-наставление в том, как вести себя Покойному на Том Свете. С другой стороны, это наставление нам, живущим, в том, как и к чему готовиться, пока еще при жизни, в отношении, увы, неизбежного ухода Отсюда.
Эта книга про то, что будет с нами, когда мы умрем, и как следует приготовиться к тому, что ожидает нас на Границе и далее, пока (как утверждает книга) мы вновь не вывалимся Сюда, назад, в очередное беспамятное Существование.
Красной нитью проходит мысль:
О том, как важно иметь чистоту помыслов,
чтить память предков,
каким будет видение загробного мира атеиста
И ещё один любопытный момент:
Кое-какие выдержки из комментариев Юнга:
А знаете ли Вы...что (если я не ошибаюсь) "Тибетская книга мёртвых" на самом деле называется «Книга великого освобождения через понимание в промежуточном состоянии». А, чувствуете разницу? Вот вам превратности перевода!
Я не буддистка, но воспитана на том убеждении, что необходимо с уважением относиться к культуре каждого народа. Думаю, что мой отзыв будет неполным без цитаты из предисловия его святейшества Далай-ламы XIV к "Бардо Тходол":
Текст «Бардо тходол», известный на Западе как «Тибетская книга мертвых», – один из самых важных текстов, созданных нашей цивилизацией. Мы, тибетцы, имеем репутацию весьма духовных людей, хотя сами обычно считаем себя довольно практичными и приземленными. Поэтому мы смотрим на наше последовательное изучение и исследование процесса человеческой смерти как на разумную практику подготовки к неизбежному – ведь среди нас нет никого, кому рано или поздно не пришлось бы умирать. Как бесстрашно пройти через процесс умирания и подготовиться к смерти – это вопросы жизненной важности для каждого из нас. С нашей стороны было бы непрактично не изучать их с величайшим вниманием и не разрабатывать методы, которые позволят пройти через умирание и смерть с умением и состраданием.
«Книга великого освобождения через понимание в промежуточном состоянии» уже много столетий довольно популярна в Тибете. Это трактат, содержащий полезные указания для людей, стоящих на пороге смерти, а также для их родственников и друзей. Он связан с обширной тибетской литературой, всесторонне исследующей феномен умирания. Действительно, реальность смерти всегда была одним из главных стимулов к добродетельным и сознательным действиям во всех буддийских обществах. Размышления над этой реальностью не считаются чем-то ужасным; это, скорее, освобождающее от страха действие, которое даже способствует здоровью живущих.
Книга читается легко, заставляет о многом задуматься. Многое в этой книге нельзя понимать прямо и буквально. Для кого-то это пустая трата времени, для кого-то - выход за границы привычного Однозначно одно, для полного восприятия эту книгу нужно "переваривать" в течении продолжительного времени.
Желаю вам всего самого доброго! Читайте, что хочется! Читайте с удовольствием!