Знакомство с произведениями Анны Рэдклифф началось у меня не с этой книги, а с "Удольфских тайн" или, по другому переводу "Тайны Удольфского замка". Эту книгу я прочитала на одном дыхании - стиль готического романа был тогда мне почти в новинку. Произведение мне понравилось, и случайно через год я узнала, что у этой писательницы есть еще несколько произведений, заслуживающих внимания.
Одно из них - "Роман в лесу" я прочитала пару дней назад, и спешу поделиться с вами впечатлением, пока не забыла, о чем там)).
Действие происходит во Франции, в середине 17 века (к сведению, сама Анна Рэдклифф жила в 18 веке). Сюжет завязывается на том, что мелкий мошенник по фамилии Ла Мотт с женой и парой слуг убегают из своего дома куда глаза глядят, скрываясь от правосудия. По дороге они попадают в бурю, и, пытаясь скрыться в подозрительном лесном доме, получают от бандитов на поруки молодую незнакомую девушку, с требованием увезти ее подальше от этих мест.
Каким бы подлецом ни был Ла Мотт, он жалеет девушку, оказавшуюся в столь бедственном положении, и берет ее с собой. В густой чаще леса они набредают на необитаемый полуразрушенный замок, который внушает ужас своим видом, и решают, по разным причинам, скрыться на время там.
Дальше раскрывать сюжетную линию я не буду. Скажу только, что действие первого тома (а всего их 3) происходит именно в этих руинах замка, и читатель начинает биться над различными тайнами и загадками, найденными там героями (и на первый взгляд не связанными между собой).
Далее действие из замка переносится в различные другие местности, которые посещает главная героиня (та самая девушка), спасаясь от опасностей и превратностей судьбы.
Тайн и мистических загадок в романе полно - будет над чем поломать голову.
Книга читается на одном дыхании, но вот что мне в ней не очень понравилось, так это изобилие следующих тем:
- Описания природы. Я в принципе не против них, тем более, в "Удольфских тайнах" они очень гармонично вплетались в нить повествования, но в этом романе их чересчур много (ИМХО);
- Несмотря на мистический налет, настоящая мистика практически отсутствует - Анна Рэдклифф даже явлениям призраков находит практическое объяснение в 99% случаев. Разве что жуткие пророческие сны героев являют собой нечто необъяснимое в книге;
- Стихи и песни, которые бесконечно сочиняет главная героиня. Дело в том, что Анна Рэдклифф была не только романисткой, но и поэтессой, публиковалась в журналах. Но данное произведение, мне кажется, не должно было содержать такое количество символизма в стихах, которое никак не помогает, а только мешает сосредоточиться на сюжете.
В остальном мне книга очень понравилась, рекомендую ее вам, и с удовольствием прочитаю еще одно произведение этой писательницы - "Итальянец".
Интересный факт:
Говорят, что Анна Рэдклифф родилась в тот же год, когда Хорас Уолпол, родоначальник "готического" жанра ужасов, написал свой "Замок Отранто". Поэтому ее считают его последовательницей. И все же "Замок Отранто" намного страшнее.