Я обожаю учиться, просто вечный студент по жизни, и количество моих интересов превышает количество свободного времени. Причем области этих самых интересов довольно разноплановые: нейробиология, музыка (теория и практика, история), история искусства, фотография, программирование, веб-дизайн и т.д. Соответственно, возможность получить бесплатно какой-либо навык становится вообще бесценным.
Я уже писала про учебу на сайте coursera, а теперь пришло время рассказать о моем опыте с отечественным аналогом - Openedu, Открытое образование.
Ведущие вузы страны. На мой взгляд, из ведущих ВУЗов тут только МГУ, МФТИ, СПбГУ и Вышка, но я рейтинги не смотрю, поэтому не знаю, насколько хороши институты в Томске или Уфе. Но я в целом, конечно, не в восторге от нашего высшего образования, что уж тут говорить.
Выбор курсов. Вот тут я впервые в жизни стокнулась с тем, что не могла выбрать курсы, потому что не было ничего, что было бы мне интересно. Основы комбинаторики, Элементы систем автоматического управления, Правовое регулирование отношений в Интернете, Экология почвенных беспозвоночных... Я понимаю, что есть люди, которым это нужно и полезно. И я всеми руками "за", чтобы такие узкие направления были на таких сайтах. Но, порой, выбор только из них и состоит. Особенно учитывая, что из-за жестких дедлайнов записаться можно далеко не на все. В результате с 2016 года я записалась всего на 4 курса. Один прохожу сейчас, три других так и не завершила.
Качество образования. Тут все зависит, конечно, от курса. Сейчас я прохожу "Введение в историю искусства" и должна сказать, что количество и качество материала для таких курсов впечатляющее. К лекторам, правда, пришлось привыкать первую неделю, таких "ботаников", уж простите, я давно не встречала.
Большой минус всех курсов, которые мне здесь попадались, это "чтение с экрана" или "с листа". Уверена, что есть те, кто рассказывают сами, но мне за все четыре раза они так и не попались. Звучит такое повествование сухо, искусственно и даже немного раздражающе. Внимание слушателя, естественно, рассеивается в считанные секунды.
Особенно разочаровал меня курс "Культура русской деловой речи". В свое время на Coursera, если не ошибаюсь, проходила курс "Public speaking" (вот он). Понимаю, что это две немного разные тематики, но отпечаток этот опыт все равно оставил. Так вот, преподаватель в PS рассказывал так, что оторваться было невозможно. А в "КРДР" тетенька читала с листочка даже не особо поднимая взгляд. Курс я бросила в конце первой недели, потому что стало жалко свое время.
Интерфейс. Для меня важна подача материала и в целом удобство работы на подобных сервисах. К сожалению, Открытому образованию за их интерфейс вряд ли можно поставить что-то выше единицы. Все унылое, серое, мелкое и плохо структурированное. От такого "дизайна" и "юзабилити" хочется впасть в депрессию.
Возможности. Теперь подробнее о возможностях платформы. Тут есть раздел с Обсуждениями, который наглядно иллюстрирует весь ужас интерфейса, потому что как этим пользоваться без дополнительных курсов можно и не разобраться.
а вот так выглядит раздел Обсуждения. ну это жесть
В разделе Прогресс есть чуть ли не единственный во всем этом графический элемент - шкала с оценками. А ниже идет огромное полотно текста со всем перечнем лекций и тестов, и оценкам по ним. Разделы Расписание и дедлайны, Описание курса, Программа курса и Система оценивания тоже представляют собой обычные текстовые страницы. Многое из этого можно реализовать и упростить с помощью графики, но, к сожалению, этого почему-то не сделали.
Из положительного это, конечно, тесты в конце лекции и по завершении блока. Я, правда, давно перестала относиться к ним, как учили нас в школе, и первым делом просматриваю именно тесты, а потом уже иду смотреть видео, потому что так материал усваивается гораздо эффективнее.
Сравнение.
В целом, если сравнивать по основным параметрам между coursera, openedu и платными курсами (я сейчас прохожу парочку в Синхронизации), на первое место я бы поставила без всяких сомнений Coursera, на второе - Openedu, а на третье платные курсы (тут, конечно, курсы курсам рознь). У Открытого Образования хороший объем материала, но ужасная подача. В результате такое обучение для многих будет просто неэффективно. И все это напоминает наше образование в целом: чувствуется, что могут дать много знаний и качественных, но... Создается при этом куча каких-то непонятных проблем, все не структурировано, плохо организовано, и ты уже не понимаешь, как и что тебе делать, чтобы эти знания получить. Поэтому я бы рекомендовала этот портал для обучения двум категориям людей: тем, кто совсем не владеет английским, и специалистам узкого профиля, которые могут найти тут для себя редкие курсы. В остальном, лучше обратиться к зарубежным аналогам.
судя по таким пассажам как "читать с листа", "Звучит такое повествование сухо, искусственно и даже немного раздражающе" - всё это признаки того, что если человек настроен на настоящее образование, а не хаотичное окучивание вершков по разряду "нейробиология - сегодня, музыка - завтра" (сюда только теории бран не хватает для полной цветовой гаммы), - то, пожалуй, платформу попробовать стоит. моё личное мнение: тем, кто сегодня хочет изучать историю искусств, а завтра - нейробиологию, и при этом имеет возраст более 12-ти лет, стоит просто сесть и подумать - а стоит ли вообще обучаться чему-то, если его постоянно швыряет в столь разные области. потому что, такой, к-хм, разброс интересов характерен разве что для гениев. да только гений не будет "изучать" микробиологию и теоретическую физику посредством подобных ресурсов. резюме: проект выгодный. народ ест.