Режиссер Жюльен Дювивье - классик французского немого и звукового кино и его картина "Пепе ле Моко" (1937 г) является одной из первых европейских картин, снятых в жанре нуар. Именно она принесла известность, начинающему актеру кино Жану Габену.
Моко - это жаргонное словечко, которым французские моряки наделяют уроженца г.Тулона.
Сюжет.
"Джентльмен удачи" Пепе ле Моко (Жан Габен) после ограбления банка бежал из Франции, и нашел приют в г.Алжире. Его убежище находится в трущобах старой (верхней) части города под названием Casbah, что в переводе означает крепость.
В этом районе, населенном разношерстной публикой, он неприкосновенная персона, и французская полиция, как бы не старалась, не может его схватить. В Casbah проще потеряться, чем кого то найти, тем более того, кто не желает быть пойманным.
А Пепе - любимец района. (И сам живёт и даёт жить другим). Да и женщины от него просто без ума! У него есть своя банда (Пьеро, Карлос, Джим, Макс и "Дед"), членам которой он может доверять, и зазноба - цыганка Инес (Лин Норо) - женщина, способная ради любимого на всё.
Местный (алжирский) инспектор полиции Слиман (Лукас Гридо) хорошо знаком с Пепе, но у него с ним уговор, что "взять" его он сможет только в нижней части города. И Слиман (Лукас Гридо) выжидает своего часа.
Киноляп - инициалы JG (Жан Габен) на рубашке
В надежде на его тоску по Родине он знакомит очаровательного и опасного Пепе с эффектной француженкой Габи (Мирей Бален), которая приехала в Алжир развлечься со своими друзьями и очередным богатым ухажером.
Чем закончится для героев фильма эта встреча, Вы узнаете лишь посмотрев фильм до конца.
Ну почему ко мне ты равнодушна? И почему ты смотришь свысока? Я не прекрасен, может быть, наружно, Зато душой красив наверняка!
Жан Габен - великолепен! В его Пепе ле Моко чувствуется внутренняя сила и обаяние, печаль и желание свободы. Есть в нем какое то природное очарование хищника, которое так притягивает женщин!
Его партнершей по фильму была утонченная Мирей Бален. (В паре они снялись в 3-х фильмах). Её называли французской Марлен Дитрих. Она начинала свою карьеру манекенщицей у прославленного модельера Жана Пату. Снималась у гениальных режиссеров: Пабста, Сьодмака, Дювивье, Дженина и Гремийона. Жизнь её сложилась трагично, прямо как у героини фильма "Малена".
В Европе фильм был очень популярен, и можно сказать с "Пепе ле Моко" Жан Габен начал создавать свой характерный и узнаваемый кинообраз.
Английский драматург, Грэм Грин, в своем интервью отозвался о фильме как
"об одном из самых захватывающих и трогательных фильмов, которые он когда либо видел". "Пепе ле Моко" вдохновил его на написание сценария к криминальному детективу Орсона Уэллса "Третий человек" (The Third Man).
В США фильм не демонстрировали более 60 лет!!!
Авторские права на фильм были выкуплены американским продюсером Уолтером Вагнером. Он же позаботился, чтобы картина не вышла в США в широкий прокат, чтобы на экраны страны вышел американский фильм "Алжир" (1938) - практически покадровая копия с "Пепе ле Моко", где главные роли исполнили с Шарль Буайе и Хеди Ламарр. (В фильме была даже использована основная музыкальная тема из "Пепе ле Моко").
Ш.Буайе и Х.Ламарр - Ж.Габен и М.Бален
"Алжир" был номинирован на 4 кинопремии "Оскар". (Для Хеди Ламарр - это была первая роль в американском кинематографе).
А через 10 лет (в 1948 г.) вышел очередной римейк фильма под названием "Крепость" (Casbah). Да и в любимой американцами картине "Касабланка" очень много ностальгических ноток от "Пепе ле Моко". (Герой Богарта - тот же Пепе ле Моко, но 5 лет спустя, и не в Алжире, а в Марокко).
Ш.Буайе и Х.Ламарр - Ж.Габен и М.Бален
Награды:
Ведущим киноведческим журналом Японии «Kinema Junpo» в 1940 году фильм был признан лучшей картиной на иностранном языке.
Национальный совет кинокритиков США в 1941 году назвал картину «Лучшим иностранным фильмом».
Если сравнивать "Пепе ле Моко" и "Алжир", то оригинал мне нравится много больше. В моем понимании Жан Габен более правдоподобен, нежели Шарль Буайе. Последний - настоящий герой-любовник. У меня больше ассоциируется со смокингом и фраком. Слишком лощенный у него Пепе ле Моко вышел. (Федот да не тот).
Да и американцы упустили несколько тонкостей и вырезали пару эпизодов, которые посчитали лишними. А кому как не французам знать каков он Алжир? Да и концовка обоих фильмов немного отличается.
Мама_Я , позвольте вдогонку рекомендовать фильм с Габеном и Бален "Сердцеед" (1937 г.). Очень хорошая картина! Сердцеед, который встретил femme fatale. Не характерный образ для Габена.
Обязательно посмотрю, если найду. Жан габен - моя любовь с детства. Не так давно посмотрела фильм "Кот". Мне кажется, что я в основном пожилого уже Габена видела. А ведь он, как бы то ни было, великая любовь Марлен Дитрих возможно, единственная.
Аления, меня что то в последнее время на классику французского кинематографа потянуло. Но понимаю, что эти фильмы сейчас пылятся как книги на полках во многих библиотеках.