Жили-были когда-то, давным-давно, три девочки. Первой считалась Ми, второй — До, третьей — Ля. Была у них крестная, душистая-предушистая, и она никогда не читала детям нотаций, и ее прозвали "крестная Мидоля".
Самая красивая из этих трех девочек — Ми, самая умная — До, ну а Ля скоро умрет.
Так начинается роман Себастьяна Жапризо "Ловушка для Золушки". И это начало сразу задаёт тон всему дальнейшему повествованию. Немного ностальгии, немного хрупкости, немного недосказанности. Неуловимое ощущение нереальности и театральных декораций. Это впечатление усиливают прозвища девочек. Словно звенит капель или кто-то неумело и робко нажимает одним пальцем на клавиши фортепиано.
Но почти сразу автор переносит читателя из прошлого в будущее. И с ноткой грусти цинично констатирует: всё описанное — это полуфантазия-полумечта маленького ребенка. Который вырос во взрослую девушку. Детство осталось позади, и игры в равенство тоже, когда дочь прислуги могла называть кузиной дочь хозяев. Милый обман, который никому не вредит. Но оставивший в душе зависть к более успешной сверстнице и обиду на судьбу. Ведь ты лучше, чем та, другая, и больше ее достойна красивой жизни.
Может ли возобновиться детская дружба, когда героини случайно встретятся в двадцать лет. И что будет лежать в ее основе. Зачем взбалмошной избалованной красавице и богатой наследнице дружба с простой банковской служащей? Какие демоны терзают ее душу за внешне благополучным фасадом беззаботной жизни, заставляя плакать во сне? Мы этого не узнаем. Так же, как до последней страницы не узнаем того, кто же главная героиня этой книги. Как на самом деле зовут ту, что очнулась в больнице после страшного пожара. С разбитой головой, обгоревшим лицом и руками. Без памяти, а значит, без прошлого. Убийца она или чудом спасшаяся жертва. Эту страшную, мучительную тайну читателю предстоит разгадывать вместе с героиней.
Я была следователем, убийцей, жертвой, свидетельницей — все в одном лице.
"Ловушка для Золушки" — очень своеобразный детектив. Возможно, и не детектив вовсе — в привычном понимании этого жанра. Там нет классической завязки с преступлением и последовательного расследования этого преступления — с поиском улик, допросом свидетелей и прочими атрибутами жанра.
Даже о том, что пожар не был несчастным случаем, мы узнаем лишь ближе к середине книги. Вскоре после этого узнаем и о способе убийства, и о мотивах — во всяком случае, тех, что лежат на поверхности.
И вот когда читатель начинает мысленно спрашивать: "Ну и что?", будучи уверенным в том, что единственная оставшаяся интрига — удастся ли убийце выйти сухой из воды, Жапризо изящно достает из рукава очередную карту, которая переворачивает происходящее с ног на голову и окончательно всё запутывает.
Мы так и не узнаем достоверно, что же произошло в ту страшную ночь. Да и об истинных мотивах героинь остается лишь догадываться. Но имя той, что выжила, автор все же подскажет — на последней странице. Правда, чтобы понять эту подсказку, нужно читать книгу достаточно внимательно.
Но "Ловушка для Золушки" хороша не только необычным сюжетом. Жапризо удивительным образом умеет соткать из слов непередаваемую атмосферу, которую мне хочется назвать чисто французской. Есть в романе какое-то неуловимое обаяние. Если судить непредвзято, то все герои — не слишком-то приятные люди: завистливые, алчные, лицемерные, эгоистичные. Но ты их удивительным образом не осуждаешь, скорее думаешь о них с понимающим сочувствием. Ты просто принимаешь их со всеми слабостями и грехами.
Роман оставил у меня странное послевкусие: горьковатое сожаление и одновременно ощущение, что всё закончилось правильно. Умом ты понимаешь, что героиню ждет непростое будущее. Но вместе с тем чувствуешь, что она наконец-то смогла не только вспомнить, кто она такая, но и подвела черту под прошлым. И стать самой собой.
Отзыв на еще один роман Жапризо можно прочитать здесь