Опубликовано 4 Март, 2025 - 04:17

Повесть «Далёкие горнисты» Владислава Крапивина я прочитал уже во взрослом возрасте, примерно в 27 лет. К этому моменту у меня за плечами была «Голубятня на жёлтой поляне» и знакомство с миром Крапивина. И, возможно, это даже к лучшему – в детстве эта книга могла показаться мне слишком странной, если не сказать больше. Думаю, мое первое впечатление напоминало бы впечатление на повесть братьев Стругацких «Улитка на склоне». В детстве она казалась мне сумбурной и непонятной, но с годами я начал разбираться в её глубинных смыслах.

Как и в случае со Стругацкими, чем больше я узнавал о Крапивине и его Вселенной Великого Кристалла, тем становилось яснее, что за внешними простотой раскрываются мощные идеи, мир, который кажется сказочным, на самом деле оказывается куда более серьёзным и философским, чем можно предположить.

Связь с ноосферной теорией Бартини

Работая над циклами обзоров о Вселенной Великого Кристалла, я стремился соблюдать схему, предложенную Владимиром Талалаевым. По его мнению, хронологически первой книгой цикла является сценарий «Жили-были барабанщики» (1986), но поскольку мне пока не удалось его найти, я решил продолжить, пока, именно с «Далёких горнистов». И здесь есть удивительный момент: эта книга была издана в 1970 году, в самый разгар эпохи «научного атеизма», но в ней явно прослеживаются идеи, очень близкие к ноосферному мировоззрению и концепции трёхмерного времени Роберта Бартини.

Структура повествования и мотив сна

Одной из самых необычных черт этого повести является её структура. Всё действие – это сон главного героя, литератора, работающего в провинциальном театре. Однако вскоре становится понятно, что это не просто сон. Он оказывается чем-то большим – окном в другую реальность.

Во сне герой второй раз становится мальчишкой и встречает двух загадочных подростков, которых он, про себя, назвал Валерка и Братик. Все трое сразу осознают, что вокруг них «всё не настоящее» – только они сами реальны. Интересно, что в этом сне также присутствует ещё один настоящий персонаж – котёнок, который затем материализуется в реальности.

Мальчики объясняют, что они из другого мира, где сейчас идет война. И в их мире, кстати, средневековье. Город, в котором они живут, подвергся вероломному нападению, и они должны вернуться туда. Так получилось, хоть это и кажется невероятным, что именно они могут город спасти, я, понятно, не буду рассказывать каким образом, и они обязаны это сделать, даже если это будет означать для них гибель. Главный герой, понятно, очень не хочет их гибели, они как-то сразу стали настоящими друзьями, но он понимает, что такое долг и решает помочь им.

Мир как сон и концепция реальности

Идея, что «всё вокруг не настоящее», очень близка к концепции ноосферной теории Бартини и гностического мировоззрения. Бартини утверждал, что реальность – это иллюзия, созданная нашей воспринимающей системой, время и пространство – не объективные категории, а лишь формы восприятия. И именно поэтому в нашем мире такой большой силой может являться то, что раньше называли магией, а сегодня, чаще, называют экстрасенсорными способностями. И благодаря кино-франшизе «Матрица» даже обывателю стало ясно почему – эти способности позволяют изменять иллюзорную реальность, скажем так, не снаружи, а изнутри, корректируя иллюзию. Самое же главное, эти способности можно пробудить только в раннем детстве.

Вспомним цитату из «Часа Быка» Ивана Ефремова:

«Только в раннем возрасте, до кондиционирования человека системой устоявшихся взглядов, прорываются в нём способности Прямого Луча, ранее считавшиеся сверхъестественными: например, ясновидение, телеакцепция и телекинез, умение выбирать из возможных будущих то, которое совершится. Мы на Земле стараемся развить эти способности в возрасте, когда ещё не кондиционирована величайшая сила организма – Кундалини, сила полового созревания».

Эта идея напрямую пересекается с темой того, что происходит в «Далёких горнистах». Герой, став взрослым, снова становится мальчиком и получает доступ к тому, что в обычной жизни для него уже закрыто. Он обретает знания и умения, которые в повседневной реальности неповторимы.

То есть, эта повесть о том, как у главного героя, а так же у двух его новых друзей пробудились способности Прямого Луча, можно сказать и о том, как они стали волшебниками, научившись воздействовать на нашу реальность на глубинном уровне.

Именно поэтому их встреча и оказалась только первой, в следующих книгах встречи главного героя, а так же «Валерки и Братика» продолжились, и уже не во сне. И им стали доступны другие миры. Но он этом, понятно, мы, надеюсь, поговорим дальше.

Ну, а о параллельных мирах в творчестве В. Крапивина мы уже говорили, здесь они, как наглядно видно, тоже присутствуют, и это полностью совпадает с теорией Роберта Бартини.

Итог

«Далёкие горнисты» – это не просто сказочная история о дружбе и приключениях. Это глубоко философская книга, в которой раскрываются идеи, тесно пересекающиеся с концепциями гностицизма, герметизма, конспирологической ноосферной философии и параллельных реальностей.

Эта небольшая повесть органично вписана во Вселенную Великого Кристалла, а её глубинные подтексты наталкивают на размышления о том, насколько наша привычная картина мира объективна?

Рекомендую к прочтению всем, кто интересуется не только приключенческими историями, но и глубинными философскими концепциями.

Достоинства
  • Глубокий скрытый смысл
Недостатки
  • Неподготовленный человек мало что поймёт
Оринрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также