Толстой утверждал: «Не бойтесь тех, кто губит тело, а тех, кто губит и тело и душу
Фильм «История одного назначения», снятый на деньги Чубайса и Абрамовича, затрагивает именно эту тему. Хочется воскликнуть «Ура!», наконец-то олигархи повернулись к приобретению яхт задом, а к народному просвещению и культуре передом. Посредником, Ганимедом в женском обличье, стала режиссер Авдотья Смирнова. Выходя после просмотра с показа в Доме кино, слышала сравнение фильма с «Титаником» в том плане, что фильм Джэймса Кэмерона не выдавил ни слезинки. Картина же Авдотьи Смирновой лучше справилась с этой задачей, и не оставила зрителей равнодушными.
Секрет прост: надо смотреть этот фильм на большом экране, или в крайнем случае, на большом дисплее. Работа оператора того стоит: пейзажи из серии «как упоительны в России вечера» чередуются с крупными планами усадебного яснополянского быта, шагистики на военном плацу, а под конец сердце обливается кровью от сцен убиения и оплакивания ротного писаря. Сам Лев Толстой на всю жизнь запомнил историю одной казни рядового Василия Шабунина. Он выступил в роли адвоката, и провалил дело. Так миру явился писатель, но о своем неудачном опыте в защите осужденного Толстой переживал многие годы с болью в сердце:
[ссылка]
Актер Евгений Харитонов постарался передать нелепицу и противоречия, которые царили в голове великого Льва. Не всегда же он был яснополянским старцем, но едким, и порой злым домашним тираном, и лишь под конец жизни властным гением, таки сбежавшим от жены из имения. В фильме 38-летний Левушка разводит редкие породы свинок, скандалит с женой и принимает крестьянских ходоков.
Количество скандалов в фильме зашкаливает в обеих сюжетных линиях: в усадьбе Ясная поляна и в пехотном полку. Фильм начинается со скандала генерала (играет почетный старейшина кино и отец режиссера Андрей Смирнов) с сыном-мажором, как бы сейчас его назвали (поручика Гришу Колокольцева блистательно играет дебютант, Алексей Смирнов).
Затем скандалы продолжаются в Ясной поляне, и в пехотном полку, куда сбегает от домашнего тирана Гриша Колокольцев. В имении скандалит жена Льва, Софья Андреевна (в исполнении Ирины Горбачевой). Такая женушка способна довести до аритмии (актриса сыграла в одноименном фильме). Ее сестра втягивается в любовный скандал вплоть до отравления (в роли Татьяны Берс Елизавета Янковская). Сюжет с сестрой Софьи Андреевны явно не проработан, хотя образ Берс очень харизматичен.
В образе усадебных приживал, кумовьев и кумушек, проводящих время у самовара в беседах о нигилизме и либерализме - забавно скандалящий дуэт Анны Михалковой (Анна Ивановна, учительница) и Игоря Золотовицкого (Николай Ильич, управляющий).
Скандал в пехотном полку и вовсе приводит к казни. Эта самая сильная сюжетная линия, и роль «твари дрожащей», затравленного писаря Василия Шебунина сыграл Филипп Гуревич. По диким законам царского времени за удар офицера рядовому полагалась казнь. Ротный писарь вошел в историю благодаря неудачной попытке Льва Толстого стать адвокатом. Радует, что эту явно некоммерческую тему продолжила режиссёр Авдотья Смирнова.
Философские раздумья, на которые наводит картина, подкреплены музыкальными композициями «Баста» и дорогими костюмированными съемками, в которых весьма точно воссоздан облик военных, интерьер усадьбы и ее обитателей.