Опубликовано 4 Март, 2019 - 16:15

Толстой утверждал: «Не бойтесь тех, кто губит тело, а тех, кто губит и тело и душу

Фильм «История одного назначения», снятый на деньги Чубайса и Абрамовича, затрагивает именно эту тему. Хочется воскликнуть «Ура!», наконец-то олигархи повернулись к приобретению яхт задом, а к народному просвещению и культуре передом. Посредником, Ганимедом в женском обличье, стала режиссер Авдотья Смирнова. Выходя после просмотра с показа в Доме кино, слышала сравнение фильма с «Титаником» в том плане, что фильм Джэймса Кэмерона не выдавил ни слезинки. Картина же Авдотьи Смирновой лучше справилась с этой задачей, и не оставила зрителей равнодушными.

Секрет прост: надо смотреть этот фильм на большом экране, или в крайнем случае, на большом дисплее. Работа оператора того стоит: пейзажи из серии «как упоительны в России вечера» чередуются с крупными планами усадебного яснополянского быта, шагистики на военном плацу, а под конец сердце обливается кровью от сцен убиения и оплакивания ротного писаря. Сам Лев Толстой на всю жизнь запомнил историю одной казни рядового Василия Шабунина. Он выступил в роли адвоката, и провалил дело. Так миру явился писатель, но о своем неудачном опыте в защите осужденного Толстой переживал многие годы с болью в сердце:

[ссылка]

Актер Евгений Харитонов постарался передать нелепицу и противоречия, которые царили в голове великого Льва. Не всегда же он был яснополянским старцем, но едким, и порой злым домашним тираном, и лишь под конец жизни властным гением, таки сбежавшим от жены из имения. В фильме 38-летний Левушка разводит редкие породы свинок, скандалит с женой и принимает крестьянских ходоков.

Количество скандалов в фильме зашкаливает в обеих сюжетных линиях: в усадьбе Ясная поляна и в пехотном полку. Фильм начинается со скандала генерала (играет почетный старейшина кино и отец режиссера Андрей Смирнов) с сыном-мажором, как бы сейчас его назвали (поручика Гришу Колокольцева блистательно играет дебютант, Алексей Смирнов).

Затем скандалы продолжаются в Ясной поляне, и в пехотном полку, куда сбегает от домашнего тирана Гриша Колокольцев. В имении скандалит жена Льва, Софья Андреевна (в исполнении Ирины Горбачевой). Такая женушка способна довести до аритмии (актриса сыграла в одноименном фильме). Ее сестра втягивается в любовный скандал вплоть до отравления (в роли Татьяны Берс Елизавета Янковская). Сюжет с сестрой Софьи Андреевны явно не проработан, хотя образ Берс очень харизматичен.

В образе усадебных приживал, кумовьев и кумушек, проводящих время у самовара в беседах о нигилизме и либерализме - забавно скандалящий дуэт Анны Михалковой (Анна Ивановна, учительница) и Игоря Золотовицкого (Николай Ильич, управляющий).

Скандал в пехотном полку и вовсе приводит к казни. Эта самая сильная сюжетная линия, и роль «твари дрожащей», затравленного писаря Василия Шебунина сыграл Филипп Гуревич. По диким законам царского времени за удар офицера рядовому полагалась казнь. Ротный писарь вошел в историю благодаря неудачной попытке Льва Толстого стать адвокатом. Радует, что эту явно некоммерческую тему продолжила режиссёр Авдотья Смирнова.

Философские раздумья, на которые наводит картина, подкреплены музыкальными композициями «Баста» и дорогими костюмированными съемками, в которых весьма точно воссоздан облик военных, интерьер усадьбы и ее обитателей.

Достоинства
  • Достоверные костюмы
  • Мастерская игра актеров
  • Музыкальное сопровождение
  • Некоммерческий сюжет
  • Философский фильм, есть о чем задуматься
Недостатки
  • Жалко свинок
  • Недоработанный сюжет с Татьяной Берс
Ananaska007рекомендует
Читать все отзывы 11
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
04.03.2019
Стало интересно посмотреть этот фильм
04.03.2019
Лучше всего смотреть на большом экране!
Другие отзывы
Читать все отзывы 11
Смотрите также