Фильмы, основанные на библейских сюжетах, всегда вызывали мой интерес. "Исход: Цари и боги" – это эпическая драма от режиссёра Ридли Скотта, в которой рассказывается история Моисея и исхода евреев из Египта. С таким сильным режиссёром и актёром Кристианом Бейлом в главной роли, мои ожидания были очень и очень высоки. Однако, результат оказался неоднозначным. В этом отзыве я постараюсь подробно рассмотреть основные аспекты фильма, его достоинства и недостатки, а также поделиться своими размышлениями и впечатлениями.
Запах на библейскую эпичность
Фильм освещает основные события библейского рассказа о главном герое Иудаизма: рождение Моисея, его взросление в египетском дворце, открытие своего истинного происхождения, бегство из Египта, встреча с Богом на горе Синай, возвращение для освобождения своего народа, десять казней египетских и, наконец, исход.
Ридли Скотт решил показать Моисея не как традиционного пророка, а скорее как человека, который сомневается и ищет себя. В фильме Моисей, которого играет Кристиан Бейл, не говорит с Богом в прямом смысле слова, а видит и слышит его как галлюцинацию, что придаёт фильму реалистичность и драматизм. Большую часть фильма я была уверена, что он не пытается показать никакую мистику, а старается показать историю так, как она могла бы произойти в реальном мире. И мне эта идея нравилась... пока всё не сломалось.
В начале фильма создаётся впечатление, что режиссёр стремится показать события с точки зрения науки и логики. Казни египетские объясняются естественными причинами: река превращается в кровь из-за нашествия крокодилов, что приводит к массовой гибели рыбы и, как следствие, размножению мошек и жаб.
Эта последовательность событий выглядит убедительно и логично, в ней нет места волшебному существу в виде Бога. Если даже допустить, что Бог в лоре фильма действительно присутствует, то творит свои дела он незримо, без нарушения законов природы.
Однако, когда дело доходит до последней казни – смерти египетских первенцев, фильм неожиданно вводит элемент мистики. Сцена, где таинственная тень проходит по городу и убивает детей, грубо выбивается из общей логики повествования. Этот момент вызывает недоумение: если фильм пытается быть реалистичным, зачем вводить такой явно сверхъестественный элемент?
Эта несогласованность в подходе к повествованию создаёт ощущение неуместности и при просмотре сбивает с толку. Момент настолько выбивается из общего повествования, что до самого конца не выходит из головы, нарушая по сути все предыдущие старания, руша весь лор фильма, ведь, оказывается, в нём есть сверхестественное существо, способное творить магию. Но тогда почему в дальнейшем всё возвращается на рельсы реализма? Это я ещё молчу о том, как это сверхъестественное существо не отличило египтян от евреев и евреи были вынуждены помечать свои двери кровью убитых ягнят, потому что это не расходится с сюжетом Библии - в ней так и написано. Но из повествования фильма это сильно выбивается и раздражает.
Визуальные эффекты и атмосфера
Ридли Скотт известен своими визуально впечатляющими фильмами, и "Исход: Цари и боги" в этом плане не стал исключением. Масштабные сцены погони, эффектные кадры природы и реалистичные спецэффекты делают фильм визуально захватывающим.
Особенно впечатляющей является сцена с раздвигающимися водами Красного моря. Хотя это событие также объясняется естественными причинами (отлив и прилив), сама сцена выглядит грандиозно. Также эпично смотрятся казни египетские.
Однако, несмотря на все визуальные достоинства, фильм страдает от монотонности цветов. Большая часть картины выполнена в серо-коричневых тонах, что делает её визуально блеклой. Это ещё больше способствует тому, что фильм кажется затянутым и скучным. Более живые и яркие цвета могли бы сделать повествование более динамичным и увлекательным.
Игра актёров
Кристиан Бейл в роли Моисея справился великолепно. Он сумел показать сложный и многослойный образ героя, который сомневается, страдает и ищет себя. Персонаж получился очень человечным и приземлённым, о своими внутренними демонами, слабостями, пороками. Его игра добавляет глубины и реализма персонажу.
Джоэл Эдгертон в роли фараона Рамсеса также заслуживает похвалы. Его персонаж выглядит не только как тиран, но и как человек, раздираемый внутренними конфликтами, а в конце страдающий от горя и жажды отмщения.
Однако, несмотря на сильные актёрские работы, некоторые персонажи остались недостаточно раскрытыми. Например, роль жены Моисея, Сепфоры, кажется недоразвитой и второстепенной, что лишает фильм эмоциональной глубины и делает её роль как-бы необязательной. Этим фильм вообще часто грешит - из-за попытки вместить в один фильм всю историю Моисея от рождения до Исхода делает фильм сумбурным, спешащим, и это при том, что он то ускоряется на разных важных для сюжета моментах, но тормозит на размеренных диалогах.
Сравнение с библейским текстом
Для тех, кто знаком с библейской историей, "Исход: Цари и боги" представляет собой интересное, хотя и спорное, интерпретирование. С одной стороны, фильм остаётся верным основным событиям сюжета. С другой стороны, режиссёрские вольности и изменения могут вызвать у верующих зрителей негативную реакцию. Тут создатели фильма как-будто никому не угождают - верующим явно не понравится уклон в сторону реализма и приземление такого священного для них персонажа, как Моисей, таким же как я, сторонницам и сторонникам реализма, бросается в глаза сцена с убийством Богом египетских детей, которое не обошлось без мистики.
Фильм подчёркивает человеческие черты Моисея, его сомнения и слабости. Это может быть интересным для атеистов и агностиков, но такой подход может показаться неуместным для глубоко верующих людей. В Библии Моисей изображён как уверенный лидер, напрямую общающийся с Богом. В фильме же он показан скорее как человек, страдающий от галлюцинаций, что может восприниматься как попытка обесценить его духовные переживания. Так что я не рекомендую смотреть этот фильм тем, кто способен обидеться на подобное.
Проблемы темпа и хронометража
Одним из основных недостатков фильма является его затянутость. При хронометраже в 150 минут, фильм умудряется быть местами слишком медленным и скучным. Некоторые сцены кажутся ненужными и затянутыми, в то время как ключевые события развиваются слишком быстро. Например, казни египетские проходят в ускоренном темпе, что лишает их должного драматизма, зато в фильме много молчаливых медитативных сцен и пустых диалогов, которыми можно было пожертвовать, ну или рискнуть и увеличить хронометраж - сейчас трёхчасовыми фильмами никого не удивишь, если они хорошо сняты.
Заключительное слово
"Исход: Цари и боги" – это амбициозный проект, который пытается объединить в себе эпичность библейского сюжета и реалистичность научного подхода. Фильм обладает многими достоинствами: великолепной игрой Кристиана Бейла, впечатляющими визуальными эффектами и интересным подходом к интерпретации знакомой истории. Однако, ряд недостатков, таких как несогласованность в стиле повествования, затянутость и монотонность визуального ряда, не позволяют назвать его идеальным.
Для зрителей, интересующихся библейскими сюжетами и историческими драмами, фильм может показаться интересным и заслуживающим просмотра. Однако, те, кто ожидает от него точного соответствия библейскому тексту или динамичного повествования, могут остаться разочарованными. В целом, "Исход: Цари и боги" – это фильм, который вызывает много вопросов и размышлений, что само по себе является его достоинством. Наверное, я порекомендую его к просмотру для собственной оценки каждым, но сама больше тройки поставить не могу.