Необычно снято, с тонким вкусом и большим мастерством. Хотя жанр банальный и сюжет всем надоевший. Но тут важно КАК сделано "Присутствие", а не О ЧЁМ (на первый взгляд) повествует.
Ну в самом деле, сколько можно? Опять ничего не подозревающая семья въезжает в проклятый дом. А там привидение обитает. Чувствует его присутствие острее всех девочка-подросток, разумеется. И так далее, смотрели такое тысячу раз.
Хорошо, что шаблонное вступление быстро завершается. И инициативу в свои бесплотные "руки" берёт сам призрак. То есть, буквально, точка зрения смещается, и мы начинаем видеть дальнейшее с точки зрения самого призрака. Подглядывать, присутствовать, бесшумно перемещаться...
А людишки эти вроде как и не догадываются, что не одни они в доме живут. Но подозревают что-то, ощущают. И нам (зрителям) от этого ещё более неуютно. Вроде как это мы незримо присутствуем, а не призрак. Очень неуютное чувство, доложу вам. Но и притягательное такое... Холодок по коже.
Собственно, пугающих моментов в "Присутствии" немного. Это не хоррор, как его ошибочно (или в коммерческих целях) рекламировали, а саспенс. Постоянное ощущение неотвратимо надвигающегося непонятного ужаса, тревога в каждом кадре без видимых глазом причин.
Дом населяют, преимущественно, люди азиатской внешности. У исполнителей из этой расы как-то не принято чересчур хлопотать лицом и бурно выражать свои эмоции. Тем более бегать по лестницам в одних трусах, выпучив глаза и вопя: "О май гад, о май гад!!!" - как это делается в традиционных американских хоррорах.
Тут все двигаются "на мягких лапках", почти всегда внешне бесстрастны, жесты плавные. Кругом тишина, в которой даже самый негромкий звук отчётливо слышен. И полумрак царящий и обволакивающий.
Чувствуется почти сразу, что создавал картину большой мастер с неповторимым почерком. Снял "Присутствие" (в обоих смыслах - и как режиссёр, и как оператор) Стивен Содерберг. Автор знаменитых фильмов "11 (12, 13) друзей Оушена", "Эрин Брокович", "Траффик", "Плезантвиль" и пр. Последние лет 15 дела у мистера Содерберга идут не очень (с точки зрения зрительского и кассового успеха). Возможно, это и сподвигло его реализовать свои творческие амбиции в "низком жанре". А может быть, просто возвращение к истокам. Ведь и начинал Содерберг отнюдь не с блокбастеров, а как независимый режиссёр на малых бюджетах ("Секс, ложь и видео", "Кафка", "Царь горы").
Предупрежу, что если смотреть "Присутствие" между делом, при комнатном освещении, жуя и болтая - скорее всего, не зайдёт. Лучше, конечно, на большом экране, в темноте и не отвлекаясь. Тогда необычные ощущения от просмотра почти гарантированы.
Поставлю крепкую "четвёрку" прежде всего за визуальное решение и необычный подход к затёртой тематике. Давно пора было этот жанр как-то "встряхнуть", а то совсем запылился.