Зарекалась смотреть экранизации романов (единственным удачным примером в кинематографе могу назвать "Зеленую милю" и "Крестного отца") но нет ведь - нужно же посмотреть, что там наснимал Нил Бергер, подаривший нам "Иллюзиониста", по саге Вероники Рот.
Итак.
Полагаю, те, кто читают отзывы на "Дивергента" как минимум посмотрели трейлер/синопсис, а как максимум - читали/смотрели и фильм/книгу, поэтому знают о том мире, в который приглашают нас создатели.
Постапокалиптический Чикаго, обнесенный стеной по неведомым большинству причинам. Правительство говорит, что там жизни нет, а значит жители города должны оставаться на безопасной территории, внутри своей коммуны. Для того, чтобы больше не допустить войны, власть создала 5 фракций, каждая из которых винила человеческие грехи/слабости в развале общества - страхи, эгоизм, ложь и т.д. В фильме мы об этом ничего не знаем - все, что показали - разноцветные одежды и профессии, присвоенные определенным фракциям.
В романе госпожи Рот на первом месте не подростковая любовная драма, а социальный подтекст - проблематика личности, индивидуального против коллективного. И все, что происходит на протяжении трилогии - рост персонажей, их становление, взросление, принятие решений не ради себя, а ради общего блага. Делаю акцент на слове "персонажи" в мн. числе, поскольку 90% экранного времени "Дивергента" на экране наша главная героиня - остальных же сделали массовкой/подтанцовкой.
Каст
Беатрис в исполнении Шейлин Вудли - спорное решение. Актриса очаровательна даже в серых балахонах, в которые ее кутали первую часть фильма. Книжная Беатрис отнюдь не красавица, не сильна и не уверенна в себе. В этой роли автор романа видела Мию Васиковску (Алису Тима Бертона). Но как сказал мой молодой человек, составивший мне компанию в кино: "кто пойдет на фильм, где главная героиня некрасивая?!"
Пассия Беатрис, ее друзья и родители - всем уделили очень мало времени. Сценаристы не потрудились лучше прописать персонажей (или надеялись, что все читали и понимают мотивы поведения людей на экране), но судя по комментариям соседей по ряду, зрители не очень хорошо понимали происходящее.
Изюминкой "Дивергента" могу назвать Кейт Уинслет - оскароносная красавица абсолютно убедительна в качестве антагониста. 100%-ное попадание в образ.
Сюжет
Из романа выкинули несколько очень важных для сюжета кусков, то, что позволило бы зрителям влюбиться в Трис и компанию, плакать с ними, сочувствовать, переживать... Из романа убрали всю жесткость, натурализм - все, чтобы сделать рейтинг фильма максимально низким и собрать кассу на детях/подростках. Сцены боев (и их последствия) выглядят фальшиво, если не сказать паршиво. В этом основное отличие проекта от "Голодных игр".
Осталось послевкусие... будто фильм - абсолютно пустой и бессмысленный. И забудется большинством, не знакомых с книгами, зрителей через пару дней.
К положительным моментам могу отнести операторскую работу - пейзажи чудесны, некоторые части хочется пересматривать - и только на большом экране. Саундтрек всегда уместен.
____________________
Не хотелось бы сводить отзыв к банальному "книга лучше", но иначе и не скажешь. За красивую Шейлин Вудли, непревзойденную Уинслет и некоторые сцены ставлю 4, но эта оценка знакомого с тем Чикаго зрителя. Иначе была бы твердая 3.