Приветствую тех, кто не страшится стряхнуть пыль с фильмов семидесятых!
На днях мне очень захотелось пересмотреть фильм "Гарольд и Мод". Воспоминание о предыдущем просмотре, случившимся несколько лет назад, было очень явным: больше меня во всей истории поразил секс 80-летней женщины и молодого мужчины. Пересмотреть захотелось именно поэтому: за прошедшее время у меня изменилось отношение к сексу и сексуальности. Появилось желание с этой новой оптикой увидеть историю Гарольда и Мод.
Делиться впечатлениями от просмотра мне удобнее, разбив отзыв на три части:
Нет, это не последовательность эпизодов в фильме. Это лишь мои мысли после увиденного. И именно в таком порядке. Начнём со смерти.
I. Смерть
Со смерти всё и начинается. Со смерти Гарольда - точнее, с инсценировки повешения. В комнату с "висельником" входит мать молодого человека и, лишь мимоходом взглянув на сына в петле, звонит кому-то по своим делам. "Смерть" сына на женщину впечатления не производит.
После зритель узнает, откуда у Гарольда такая страсть к инсценировкам смерти.
Пока же мы вновь встречаемся со смертью, на этот раз на кладбище.
Взаправдашняя смерть и реальные похороны. Собрались близкие умершего и Гарольд - его никто из присутствующих не знает. Не знал и покойник.
Просто молодой человек так проводит свой досуг - ходит на похороны абсолютно незнакомых ему людей. Однажды на похоронах он знакомится с Мод. Мод тоже здесь никого не знает. Она тоже ходит на похороны незнакомцев в своё свободное время.
А времени у Мод свободного много. Никаких забот (кроме жизни) - ей скоро 80 (пора думать о смерти).
Впервые историю Гарольда и Мод я узнала не из фильма, на который пишу этот отзыв, а из театральной постановки. Ходила на неё будучи подростком, и впечатление от увиденного осталось именно таким: что-то про дружбу молодого Гарольда и пожилой Мод, которые иногда ходят на кладбище. Жизнь-смерть, все дела.
Какой-то любовной линии я либо не уловила ввиду своей юности и невинности, либо её показано и не было.
Как вы поняли, Гарольда привлекает траур и смерть. Вместо машины он покупает катафалк. Чтобы отпугнуть невест, которых находит ему мать, он обращается к излюбленному трюку - к инсценировкам.
Впрочем, такое поведение молодого человека не очень удивляет - в определённом возрасте тема смерти подрастающему поколению становится интересна. И тогда, в театре, в начале двухтысячных мне это всё было понятно. Тогда я сама была подростком, из неформалов "набирало обороты" движение готов. Благостная почва, чтоб заинтересоваться историей Гарольда и Мод.
Тогда я не очень обратила внимание на то, что эта история о жизни.
II. Жизнь
Мод - противоположность Гарольда.
Это почти 80-летний ребёнок. Всему удивляется, восторгается. Для неё нет "взрослых" правил. Она едет на любой понравившейся машине. Водит против всех правил. И не имеет водительских прав в принципе.
Она хочет спасти дерево, растущее посреди города. Потому что оно вянет, ему вредно находиться среди выхлопных газов, его место в лесу. Что это противозаконно, её не волнует. Она увозит дерево в лес.
В молодости она выходила на митинги. Сейчас она тоже постоянно протестует, но уже чуть иначе. Протестует через свою жизнь.
Этой жизнью, жаждой жить, она и привлекает, и заражает Гарольда. И это она однажды скажет молодому человеку:
У каждого есть право выглядеть дураком. Нельзя позволять миру судить себя слишком строго.
После первого просмотра фильма я взяла в копилку один из саундтреков. Песню Cat Stevens (все саундтреки фильма в исполнении этой группы) If you want to sing out. Со временем это стало почти моим гимном.
Well, if you want to sing out, sing out
And if you want to be free, be free
'Cause there's a million things to be
You know that there are
And if you want to be high, be high
And if you want to be low, be low
'Cause there's a million ways to go
You know that there are
В жизни Мод нет дурацких ограничений и кем-то придуманных правил. И, наверно, секс молодого человека и пожилой дамы - это тоже своего рода гимн свободе, искренности, отсутствию границ и предрассудков.
III. Секс
Удивительно, насколько при первом просмотре меня поразило такое развитие отношений Гарольда и Мод. Поразило так, что, во-первых, были мысли "фильм хорош, но этот секс... зачем он там? Это абсолютно лишнее!". Во-вторых, до следующего просмотра было ощущение, что этого секса в фильме много-много.
Оказалось, это исключительно мои взбунтовавшиеся фантазии раздули "проблему". Сцена секса одна и идёт лишь намёком.
Как сейчас я восприняла такой поворот событий:
- естественное продолжение отношений Гарольда и Мод, они действительно были близки, физическая близость лишь подчеркнула это,
- внутренняя свобода главных героев, отсутствие ненужных правил,
- вневременность секса, что тело близкого человека всегда сексуально. Потом Гарольду скажут про острую форму невроза "когда ты хочешь спать со своей бабушкой" и про сношения "со стареющей плотью с отвисшей грудью и сморщенными ягодицами". И я, слушая это, поймаю себя на мысли: "Да какой бред! Почему это должно волновать людей, когда они близки, когда им хорошо вместе?".
Общее впечатление от фильма
Фильм, утверждающий жизнь и свободу. Фильм, после которого хочется добавить в жизнь больше детских дурачливо-забавных выходок, почувствовать запах снега и метро, сделать кувырок посреди поля.
Фильм-пробуждение, заставляющий сделать ревизию своих собственных внутренних ограничений и отмести все надуманные запреты.
Фильм, где нашлось место и смерти, и похоронам, и юмору. И жизни.
Фильм, после которого сотый раз пропою:
And if you want to say yes, say yes
And if you want to say no, say no
'Cause there's a million ways to go
You know that there are
Фильмы, основанные на реальных событиях
Гомосексуал в религиозной семье: реальная история о непростом выборе, принятии, любви
Индийский фильм про менструацию Пэдмен (изобретатель машины для изготовления прокладок)
Неравный брак: Я Ноджум, мне 10 и я разведена
Сайт для родителей: лучший секспросвет детей от Юлии Ярмоленко