Рекомендации YouTube выдали мне цикл передач "Блокада. Голоса". И очень долго я слушала эти голоса из прошлого и удивлялась мужеству этих людей.
Где: Блокада. Голоса
О чем:
Проект «БЛОКАДА.ГОЛОСА» создан, чтобы собрать воспоминания жителей блокадного Ленинграда. Мы снимаем на видео последних свидетелей ленинградской блокады. Они говорят о том, что видели своими глазами. Мы хотим, чтобы лица и голоса этих людей никогда не были забыты.
МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Со школьных уроков, где мельком уделяли внимание блокаде, остались впечатления в сером цвете, где люди проводили дни, сидя в своих квартирах, греясь у буржуек, получали кусочек хлебушка по карточкам. Кто-то умирал их, конечно, много, кто-то пережил это. Все! Это вся картинка блокады, гораздо важнее Сталинградская и Курская битвы, количество танков и самолетов с обеих сторон. И с тех уроков 9 класса я не любила историю войн.
Став старше, читая судьбы исторических персонажей и таким образом больше погружаясь в историю, я, наконец-то, добралась до Великой Отечественной Войны. В моей семье свидетелями войны была моя прабабушка, которая ушла в 1994г. и прадед (ее муж), погибший в 1943г. Их дочь, моя бабушка, родилась в 1942г., вспоминала голодное послевоенное время глубоко в тылу. Поэтому, слава богу, им не суждено было испытать бомбежек, осады и других ужасов войны. А мне было интересно узнать, как жили и выживали в те времена, в тех условиях. И вот, Голоса.
На первый взгляд, все Голоса похожи: начало войны, работа, голод, холод, победа. Но, слушая рассказ за рассказом, погружаясь в ту атмосферу, мои впечатления расширились гораздо больше школьных уроков.
Город жил!
Люди. Я была удивлена разнице образования в Ленинграде и в тылу (на примере моей семьи). Люди заканчивали школы, институты, тогда как у нас (г.Тюмень), например, моя прабабушка была безграмотной, а у прадеда была наверно только начальная школа (письма с фронта сохранились. И это тоже Голос). Молодые люди получали награды в спортивных состязаниях, ставили цели в медицинской науке, стремились объять этот мир.
Движение. Люди ходили на работу по 8-12 км. пешком! И это под обстрелами, в холод, из последних сил, перевыполняли планы (заводы).
Хлеб. Для меня стало открытием, что хлеб отдавали не за карточки, а за деньги. Карточки были лишь разрешением на покупку.
Преступления. Где-то ранее я смотрела отзыв одной блокадницы, которая безапелляционно заявляла, что каннибализма в городе не было, что все это выдумки, чтоб сгустить краски. Голоса говорят обратное. Голод сводил с ума. Потеря разума приводила к страшным поступкам. А наличие разума порой толкало на предательство Родины.
Быт. Вот это самое интересное для меня. И самое страшное. В квартирах не больше нуля градусов. Окна заколочены фанерой, так как стекла выбиты взрывной волной (я раньше думала, что фанерой забивали для сохранения тепла а не из-за отсутствия стекла). Коптит буржуйка, которую нужно постоянно топить (чем?), а тепла от нее минимум. Водопровод, канализация не работают. Электричества нет. Свет в окнах, даже от свечки запрещен. Еды нет.
Смерть. Она стала нормой жизни!. Люди умирали дома в кроватях, на работе у станка, по дороге на работу. Помочь не было сил, ни физических, ни материальных (когда последними словами были просьбы о крошечке хлеба).
СИЛА ДУХА. Живя в таких откровенно нечеловеческих условиях, люди тем не менее жили! Жили верой в Победу. Чтоб приглушить мысли о еде, читали книги. Превозмогая свои физические силы, ходили на работу, ходили за водой (то еще испытание). Работали на благо и сохранение своего города, весной расчищая улицы от трупов и нечистот.
ВЫВОДЫ
Пропуская каждый Голос через себя, я каждый раз спрашивала себя, а смогу ли я выжить в таких условиях? Смогла бы я кушать то, что в мирной жизни, совсем несъедобно? Смогла ли ходить за водой в другой конец города, а потом поднять ее на 9 этаж?
Я пришла к выводу, что последние поколения вряд ли бы справились с такой жизнью. Привыкшие к комфортному и расслабленному образу жизни, молодые люди скорее стали бы рассуждать о сдаче города, а не о его спасении, забывая, что у Гитлера не было задачи захватить, была задача уничтожить. Другими словами, сдача города не спасла бы жизни, а уничтожила их, открывая путь к заветной Москве.
Я считаю, что в школах, говоря о любви к Родине, нужно, помимо военной мощи, обязательно вспоминать о Блокаде Ленинграда, о мужестве людей, которые отдали свои жизни за мирное небо своих детей как бы избито и пафосно это не звучало, о стойкости и героизме.
Склоняю голову перед Голосами и рекомендую к просмотру, особенно молодому поколению.