На примерно 40-минутную короткометражку «Лапта» я натолкнулся как-то совершенно неожиданно. Буквально вчера она засветилась по релевантности в одной из социальных сетей, хотя я намеревался посмотреть совершенно другое советское кино. В первую очередь, меня заинтересовал очень сильный актёрский состав: Михаил Жигалов, Сергей Никоненко, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Пётр Вельяминов и другие. Прочитанная аннотация интерес усугубила и решился посмотреть, тем паче, что на просмотр данного кинопроизведения много времени не требуется.
Несмотря на то, что авторы аннотации обещают некое драматическое произведение на тему взаимодействия двух поколений, на самом деле, тем в данном фильме задействовано больше: это - и проблемы конформизма на работе (особенно примечателен в данной связи диалог в автобусе "главного" героя Ивана и его разведённого коллеги); и нравственное взросление не только подростков, но и их, казалось бы, остепенившихся родителей; и смена парадигмы культурных и иных ценностей в советском обществе; и тонкая материя времени, которое способно пролетать целыми годами и даже десятилетиями незаметно ... В общем, пласты смыслов, затронутые режиссёром Николаем Конюшевым и сценаристом Иваном Киасашвили, на самом деле, огромны, а вместить их концентрацию в 40 минут смогли бы только настоящие Мастера кинематографа. В принципе, прецедент как таковой ими был создан, но вот насчёт доведения до ума оказалось всё не так гладко.
Во-первых, молодёжная дворовая тусовка (по большей части состоящая из детей дружной компании отцов, в том числе бывших одноклассников) как будто бы слизана, содрана с тусовки, которая мелькала в некогда популярном фильме Карена Шахназарова "Курьер" (1986). Да, разумеется, можно было продемонстрировать их туповатость, гражданскую пассивность, леность и т.д.; но в данном случае прямо-таки плагиатом попахивает, вплоть до того, что несколько персонажей-подростков пытаются кривляться в духе брейк-данса в то время, как их отцы всерьёз зарубились в лапту. Витька в исполнении юного Владимира Сычёва - вообще, какой-то странный персонаж, и совершенно непонятно, почему он пользуется таким спросом в этой тусовке. Как будто бы за смазливую мордашку и роскошный "хайр" в стиле панков.
Во-вторых, не особо отчётливо прорисованы характеры и родителей. Вроде бы, предпринята попытка показать некое духовное возрождение Ивана в исполнении Михаила Жигалова, но оно какое-то неровное, несбалансированное, кривое ... Понятное дело, что если человек много лет подряд играл роль конформиста, от которого якобы зависит только исполнительность, то ему будет сложно перестроить свои мировоззрение и поведение за несколько дней. Однако, непонятно, что именно стало толчком, катализатором изменений. Это - явно не проснувшаяся ностальгия по лапте и школьным годам вообще. Возможно, он захотел пережить N-ую по счёту молодость в свои 46 лет (возраст М. Жигалова в 1988 году).
В-третьих, мораль как таковая неясна тоже в данном фильме. С одной стороны, крайне порадовали сцены, в которых взрослые дядьки задорно носятся по полю как угорелые (особенно порадовал Сергей Никоненко - вот прыти-то у мужика!!), отбивают и ловят игровой мячик, и, глядя на это зрелище, даже начальник Ивана смягчается и уезжает восвояси, не применяя к ним никаких санкций. С другой стороны, непонятен итог: старшее поколение проиграло разгильдяйству младшего, которое так и не увлеклось искренним личным примером отцов, или что вообще??
В-четвёртых, финал вообще странный, ОЧЕНЬ странный. Пафос "главного" героя, который кричит в гордом одиночестве, что "лапта НЕ умерла!", выглядит крайне глупо, не говоря уже о его имитационной игре с тенями и деревьями. Сын же, кидающий родному отцу игровой мячик в спину, вообще выглядит то ли подонком, пригретым на заботливой груди, то ли обиженным сопляком с травмами недолюбленного младенчества. Иначе говоря, вопрос повисает, а подобные открытые финалы я в принципе жутко не люблю.
Тем не менее, несмотря на указанные оплошности или недоработки данной короткометражки, я могу рекомендовать её к просмотру всем тем зрителям, которые неравнодушны к советским фильмам и особенно к произведениям, относящимся к периоду заката СССР. Актёры подобраны сильные (хотя насчёт В. Сычёва есть подозрение, что его протащили на съёмки по блату, уж очень он невыразителен - на его месте другие актёры-подростки могли бы сыграть не хуже, а то и гораздо лучше!), задумка в целом хорошая, ну а реализация - тут уж вы сами её оцените, когда посмотрите и проанализируете.