„Чемпион мира“ (2021)
Реж. Алексей Сидоров
Начну представление кинофильма с краткой справки о фильмографии режиссёра. Алексей известен своими картинами, такими как: «Бригада», «Т-34»,» Бой с тенью» и др.
Первая упомянутая мной работа произвела фурор в своем жанре. Исходя из представленной мной краткой выжимки, взятой из биографии режиссёра, сможем ли мы строить надежды на картину в самом начале, видя перед собой лишь трейлер, краткое описание и название? Сойдутся ли наши ожидания с реальностью? Стоит выяснить.
Фильм основан на реальных событиях шахматного турнира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным за звание чемпиона мира. Действия происходят в 1978 году, на Филиппинах. Время, когда весь Советский Союз содрогался и ждал новостей от репортеров и новостных изданий. Время, когда каждый смотрел за игрой через экран телевизора. На что готовы пойти соперники, дабы в конечном итоге получить звание лучшего игрока в шахматы?
Начну отвечать на свой вопрос, озвученный ранее, с сопоставления плюсов и минусов. Так как достоинств в данной картине я нашла весомое количество, начнем, пожалуй, с них.
1) Постпродакшн. Начнем хотя бы с того, что работа над цветокоррекцией в кадре выстроена самым что ни на есть качественным образом. Затемнения участков света выполнены для того, чтобы сконцентрировать всё внимание зрителя на напряженности и сосредоточенности главных героев. В самом фильме преобладает больше тепловатый свет и желтые оттенки, которые наиболее точно воссоздают образ времени, как бы антикварности былой эпохи. Учитывая остальные аспекты постпродакшна, можно сказать, что реклама тоже имеет весомую роль, за что можно поблагодарить продюсеров фильма, которыми являются небезызвестные: Леонид Верещагин, Никита Михалков, Антон Златопольский и др. Картина не прошла мимо отечественного зрителя и получила удовлетворительные оценки, просмотры фильма полностью окупили весь внутренний процесс съемки.
2) Композиция. В фильме присутствует структура и логическая связанность событий, которые могут происходить в один момент, все сцены так или иначе объяснены сюжетом.
3) Внешний вид героев. В данном случае огромную благодарность стоит выразить гримерам и работникам по костюмам. Все элементы одежды — это отголоски «Брежневской эпохи». Стройные, точеные по силуэту костюмы, с широкими плечами, из качественного плотного материала. Белые воротнички, застегнутые на последнюю пуговицу, галстуки с нелепыми узорами. Прически так называемых «отличников», где волосы у мужчин падают на глаза, почти полностью перекрывая их. Важно было подчеркнуть естественную красоту актера в кадре и посредством дополнительных элементов одежды вернуть зрителя к ностальгическим воспоминаниям или же чуть больше рассказать юному зрителю о модных решениях 1970ых годов в СССР.
4) Актёрский состав. Работы Ивана Филипповича Янковского гремят очень звонко последние пару лет, и все это взято не на пустом месте. О своей подготовке к роли Иван рассказывал чуть подробнее на ютуб канале Bubble Comics, где сказал, что он даже брал уроки жестикуляции у нынешнего молодого игрока в шахматы, который несмотря на свой небольшой возраст уже достиг вершин в данном спорте.
Про профессионализм Константина Хабенского ничего дополнять и не стоит. Он не единственный раз доказывает, что актер он не второсортных ролей. Более того, его харизма готова помочь ему стать совершенно противоположным своим личностным качествам, выдернув его из доброго и великодушного человека в подлого и наглого соперника.
Пройдясь по основным достоинствам, которые я лично для себя выделила при просмотре кинофильма, хочется сказать пару слов относительно небольших недочетов данной работы (на мой взгляд):
1) Умеренная политическая справка в контексте художественного фильма. Для меня показалось неуместным делать акцент на поражении человека, который перед этим ищет политическое убежище в другой стране. На мой взгляд, наиболее интереснее было бы сделать уклон на психологическое давление от Виктора Корчного, какими методами он руководствовался, что помогло ему выводить соперника из себя, и чего стоила для него эта победа, предварительно раскрыв персонажа чуточку больше. Уместнее было посмотреть на поединок не с политической точки зрения, а с точки зрения честной или нечестной конкуренции.
2) Любовная линия, которая заполняет пустоту. По моему мнению, она была совершенно не нужна. Красивые Анатолий Карпов(Иван Янковский) и Вероника (Диана Пожарская). На этом можно было и закончить. Совершенно неуместные ссоры. Зрителю не поясняют об истории взаимоотношений героев с самого начала, он просто становится наблюдателем за развивающимся конфликтом между героями (что, кстати, объяснимо своим ярким отрицательным воздействием на главного героя перед началом серьезного столкновения с Виктором Корчным). Однако же, если данный союз имеет свое место в сценарии, хотелось бы более точного разъяснения о поведении девушки Анатолия. Имеет ли это место в реальной истории спортсмена? Во имя чего она совершает такой поступок? Чем руководствуется? Так ли её поведение объяснено в самом деле или же это ложные догадки героя? В общем, фильм решил оставить вопросы, на которые не будет отвечать.
В остальном, фильм точно можно рекомендовать к просмотру. В первую очередь, это может как повысить, так и понизить ваши ожидания. Связано это может быть с предвзятым отношением к режиссёру, к кинокомпаниям, которые взаимодействовали с фильмом или же к актерскому касту. В свою очередь, хочу настоятельно рекомендовать каждому, кто откладывал этот фильм в дальний ящик, взглянуть на него сначала, а потом сделать вывод, было ли столкновение между ожиданиями и реальностью от работы режиссёра. Фильму можно поставить твердые 7.5 баллов из 10. Новому поколению будет интересно узнать о легендарном турнире между соотечественниками за звания чемпиона мира, и чуть больше узнать уже после фильма о политической, экономической и культурной жизни людей той эпохи. Для людей, которые уже жили во времена конца 70-х годов, эта картина может стать ключом к двери воспоминаний.
Приятного просмотра 😊