Опубликовано 12 Январь, 2022 - 13:20

В юбилей Константина Хабенского мы с женой отправились в кино, посмотреть на его игру в фильме «Чемпион мира». Впрочем, дело тут было всё-таки не в Хабенском. Заинтересовало описание фильма. Кроме того, шахматы в современном кино с некоторых пор занимают довольно заметное место – тут можно вспомнить небезызвестный «Ход королевы», а также любопытный фильм об американском шахматном гении Бобби Фишере, которого в фильме «Жертвуя пешкой» играет человек-паук Тоби Магуайр. В общем, шли мы на это кино преисполненные надежд на нечто мощное и интересное, тем более, что и идёт фильм почти 2,5 часа, а значит, можно было рассчитывать не на скомканное, а вполне вдумчивое отображение того интереснейшего, тяжелейшего и скандальнейшего матча за звание чемпиона мира по шахматам, что проходил на Филиппинах в 1978 году. Кстати, по мотивам этого матча (имена шахматистов и некоторые прочие детали были изменены) в далёком уже 1984 году был снят французский фильм «Диагональ слона», получивший «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Так что фактура, как вы понимаете, и в самом деле выдающаяся. Оставалось её не испортить подачей. И вот тут меня лично ожидало разочарование.

Оказалось, что фильм скорее детский. Само по себе это неплохо, а может, и хорошо – можно сходить в кино с детьми, да и дети, глядишь, заинтересуются шахматами (хотя фильм и не о шахматах совсем). Но всё-таки искушённый зритель, особенно если он хоть что-то понимает в шахматах, скорее всего останется не удовлетворён.

Главная проблема – это чудовищная схематичность. Даже если вы никогда ничего не слышали про Анатолия Карпова и Виктора Корчного, про великую советскую школу шахмат, где мы доминировали сильнее, чем в хоккее, то вы всё равно почувствуете, что этот фильм вы уже как будто где-то видели. Дайте-ка подумать, где… А, ну конечно: «Движение вверх»! Не буду лишать вас «удовольствия» находить аналогии между этими фильмами, но отмечу одну главную черту, которая мне всякий раз бросается в глаза, когда мы смотрим современные российские фильмы о советском прошлом. Это, конечно же, те препоны, которые чинит героям фильмов советская власть. Все победы у нас были, получается, только вопреки ей. (В воздухе повисает вопрос – почему советской власти давно нет, но и побед стало меньше? Ай как странно получается…) Эта схема, которую мы видим не только в фильмах на спортивную тематику. Взять хоть «Салют-7». Вот и в «Чемпионе мира» без этого не обходится. У меня уже начинает складываться стойкое ощущение, что это какое-то негласное требование государства к кинематографистам, без которого «Фонд кино» не даст денег на съёмку. Усиливается это ощущение тем обстоятельством, что хотя сей мотив в фильм был введён, далее он как-то незаметно сходит на нет, словно создатели фильма сделали это исключительно ради какой-то галочки, а не по собственному желанию.

Другая претензия к создателям фильма – избитость приёмов, нагнетающих эмоциональное напряжение среди зрителей. Я сбился со счёта, сколько раз нам показали движение стрелок шахматных часов или работу мозга шахматиста (как это можно показать? в виде хитросплетений нейронов, конечно – по-другому, вроде, ещё не научились).

Да, ещё шахматные фигуры превращаются в рыцарей, дерущихся друг с другом на поле боя. Красиво, эффектно, но банально. Я ж говорю, фильм скорее для детей.

Ещё одна претензия – нераскрытость характеров персонажей, их предшествующего пути, хотя хронометраж фильма вполне позволял это сделать. Тот же Корчной показан просто каким-то склочным неприятным дядькой, но как он им стал? В фильме он вспоминает, что играл свой первый турнир в бомбоубежище в блокадном Ленинграде при свечах. Вымысел, насколько я понимаю. Заниматься шахматами он начал только в 1944 году. И вот, кроме этого вымысла мы больше о Корчном ничего не узнаём из фильма. Да и о Толике Карпове мы узнаём лишь на толику больше. А ведь он реально великий шахматист. Ну почему же его путь на шахматную вершину никак не показан?

Впрочем, на этом мои претензии не заканчиваются. Точно также мы очень мало понимаем, кто окружает Карпова и Корчного – что это за люди, чем они занимаются? Например, совершенно не понятно, что за женщина болеет за Корчного. Лишь из воспоминаний шахматистов, имевших отношение к матчу (например, из книги «Страницы шахматной жизни» (1990) юриста и шахматиста В. Батуринского, бывшего руководителем советской спортивной делегации на том памятном матче), можно узнать, что немало крови нашей делегации попортила некая Петра Лееверик, ранее «спутница» или «секретарша» Корчного, а на тот момент руководитель швейцарской шахматной делегации – Корчной проживал в Швейцарии, хотя и был на тот момент лицом без гражданства. Непроста была эта Петра – знала русский язык, выучив его в лагере в Воркуте, куда отправилась в 1946 году прямиком из столицы Австрии как американская шпионка. Впоследствии она стала женой Корчного. Но это всё осталось где-то далеко за кадром, мы, повторю, ничего этого из фильма не узнаем.

Искажены и многие детали тех событий. Например, в фильме показано, как советская делегация спешно находит дом для Карпова после того, как в гостинице для него были созданы невыносимые для жизни условия. Но тот же Батуринский пишет, что дом для отдыха был предоставлен организаторами матча каждому спортсмену изначально, наряду с номером в гостинице. Причём дом для Карпова подыскали дружественные советской делегации супруги – американец и филиппинка. Что касается невыносимых условий, то Батуринский в них никого не обвиняет, а просто пишет, что на фоне нервного напряжения Карпов плохо спал и ему всё мешало, даже дождь, постоянно барабанивший по крыше. В фильме же за бессонницей Карпова стоят происки неких западных спецслужб.

И что касается темы телепатов и парапсихологов, мешавших Карпову сосредоточится. На самом деле бучу по этому поводу поднял Корчной, поскольку в советской делегации присутствовал психолог, доктор медицинских наук В. П. Зухарь. Корчной постоянно требовал удалить его из зала или отсадить подальше. Этого в фильме нет, зато есть какой-то парапсихолог со стороны Корчного.

Жаль, что в конце фильма не дали титров, где кратко рассказали бы о продолжении этой истории противостояния – как Корчной безуспешно судился, требуя опротестовать итоги турнира, и как в 1981 году состоялся ещё один турнир между Корчным и Карповым за звание чемпиона мира, который вновь выиграл Карпов. Уж если взялись за тему, претендующую на эпический размах, стоит её раскрывать достаточно подробно, не ограничиваясь лишь малопонятными эпизодами и фрагментами.

Ладно, претензий много, а что же записать фильму в актив?

Пожалуй, я отмечу два положительных момента. Прежде всего, сам факт выхода этого фильма, который привлёк внимание публики к этому историческому матчу. Он состоялся ещё до моего рождения, но мать рассказала, как болели за Карпова мои дед и отец – сами страстные шахматисты. Матч действительно был большим событием и вспомнить его стоит.

Второй плюс – игра Хабенского, замечательно изобразившего в роли Корчного озлобленного человека, готового поставить на карту всё ради возможности играть в шахматы и добиться звания чемпиона мира.

(Увы, создатели фильма даже не рассказали о том, что семья Корчного осталась в СССР, гроссмейстер по сути бросил её ради своей мечты стать лучшим шахматистом мира.) Ну а судить о том, насколько Хабенский похож на настоящего Корчного, можно будет, посмотрев малоизвестный советский фильм «Гроссмейстер», где сам Корчной играет тренера главного героя (доселе неизвестная мне роль Андрея Мягкова).

Итак, каков же вердикт – стоит смотреть фильм или нет? Я думаю, что всё-таки стоит, и даже вместе с детьми, но вот слепо верить версии кинематографистов не стоит. Принесение исторической точности в жертву представлениям кинематографистов о смотрибельности своего продукта всегда приводит к искажению и примитивизации лежащей в основе фильма истории и мифологизации исторических событий. А вот если вы, заинтересовавшись фильмом, попробуете узнать о подлинных событиях чуть больше, это будет полезно для расширения кругозора.

Ну и вообще, обидно от того, что такая древняя, одновременно аристократичная и демократичная интеллектуальная игра, ещё недавно процветавшая в нашей стране, оказалась вытесненной куда-то на обочину спортивной и культурной жизни. Даёшь больше фильмов о шахматах - хороших и разных!

Достоинства
  • Игра Хабенского
Недостатки
  • Искажение деталей
  • Шаблонные приемы
UmNickрекомендует
Читать все отзывы 42
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
12.01.2022
Хорошо написали! Посмотрю, напишу более развёрнуто комментарий).
12.01.2022
Ждём-с... )
15.01.2022
Согласен по поводу схематичности сюжета, но я бы не сильно увлекался факт-чекингом, ведь фильм все-таки художественный. И действительно, линия Корчного - весьма плоская и однобоко негативная.
15.01.2022
Но если фильм повествует о каком-то реальном событии и представляет главных героев под реальными именами их прототипов, то ссылки на художественное видение режиссера и сценариста работают плохо. Что, если кто-то снимет фильм о вашей жизни, но основательно её переврет, выставив вас и ваших близких в том свете, в котором сам захочет? Этично ли это? А если фильм перевирает детали какого-то события, то это, по сути, дезинформация, ведь многие люди запомнят это событие именно так, как оно показано на экране. Это отнюдь не шутки. Так можно манипулировать массовым сознанием населения. А вы хотите, чтобы вашим сознанием манипулировали?
24.01.2022
Я считаю, что режиссер как автор произведения - фильма/спектакля - может быть свободен в выборе материала и формы для своего творчества. А уж каждый зритель несет самостоятельную ответственность за свое сознание. Как и за смысл показанного на экране/сцене.
25.01.2022
Понятно. Но в итоге это означает, что можно спокойно заниматься подтасовками, дезинформацией, диффамацией, клеветой и всё это оправдывать художественным замыслом. Ну а кто попался на уловки дезинформатора, тот, получается, сам виноват. Так ему, дураку!
28.01.2022
Да, именно так. Каждый потребитель информации сам решает, какие габариты реальности ему подходят в художественном вымысле.
29.01.2022
Увы, это лишь красивые слова. На самом деле, мало кто из потребителей информации решает, как её потреблять. Информацию навязывают, с помощью нее людьми манипуляруют, подводят к тем или иным выводам, эмоциям, поступкам. И безусловно, это плохо. Эта неупорядоченность, отсутствие правил, есть не свобода, но анархия.
03.02.2022
Понимаю вашу ностальгию по упорядоченности и рассудительности модерна, но то время уже давно прошло и в современном мире правила игры, действительно, изменилось: правил больше нет. И подобные произведения "на основе реальных событий" - это давно огромная симуляция, где реальность замещена образами и знаками. Только зрители приходят именно за этими симулякрами, а вовсе не для того, чтобы узнать, что же было "на самом деле" в неизвестном никому Багио 50 лет тому назад.
03.02.2022
Я не сторонник столь масштабных и неверифицируемых обобщений. Почем вы знаете, с какими целями и ожиданиями идут зрители в кино? У вас одни, у меня другие, у кого-то третьи и т. д. И хочется иметь возможность выбирать, что смотреть, а не довольствоваться лишь такими под(д)елками. В чем проблема показать реальную историю такой, какой она была, если она была такой, что нарочно не придумаешь? Драйв и драматизм можно нагнетать за счет музыки, операторской работы, спрессовывания растянутых в жизни событий в полтора-два часа экранного времени. А зачем целенаправленно перевирать события? Это ничего не дает в художественном отношении. Так в чем смысл? Идеологический заказ отработать? Пока у меня нет другой версии.
Другие отзывы
Читать все отзывы 42
Смотрите также