Опубликовано 1 Ноябрь, 2019 - 16:29

При создании представительства предприятия-нерезидента в Украине, возникла необходимость в открытии банковского счёта.

Поскольку компания-учредитель представительства во многих европейских странах обслуживается в сети банков BNP Paribas, обратились в Укрсиббанк. В ближайшем отделении сотрудники не имели ни малейшего представления о том, какой перечень документов нужно предоставить для открытия. Отправили в отделение премиум, с наклейками "мы говорим на Вашем языке и тд.".

По указанным номерам телефонов пробиться не удалось, благо - через горячую линию дали мобильные номера.

Сразу после получения списка бумаг для открытия счёта начались приключения: извлечение из торгового реестра требуют с датой не более 90 дней. Так, от представительства требовалось предоставить «легализованная или удостоверенная путем проставления апостиля выписка из торгового, банковского или судебного реестра о регистрации юридического лица-нерезидента, переведенная на украинский язык и заверенная нотариально, со сроком выдачи не более 3 месяцев до даты обращения в банк». По требованию объяснить, почему именно 3 месяца, и чем не устраивает аналогичное извлечение, выданное 4,5 месяца назад, апостиллированное и с заверенным переводом - представители банка ссылались на какие-то внутренние политики BNP PARIBAS. В третьем отделении банка открыть счёт также не удалось, только тут сотрудники начали ссылаться на вымышленные положения инструкции Нацбанка Украины. Исследовав Инструкцию № 492 НБУ, обнаружил п. 11.3. с требованиями для представительств типа «Н»: из обязательных условий была только приписка о необходимости нотариального заверения документа, о сроках его выдачи - тишина.

Как итог, Счёт нам наконец открыли всё-таки, через 3 месяца после обращения. Клиентоориентированность - впечатляет, особенно - твердолобость бэк-офиса.

Уговорить иностранцев открыть счет в других банках не удалось, потому что они работают с БНП Париба в 15 странах Европы, и не имели проблем.

В соответствии с перечнем документов для открытия счета для представительства, указанного на официальном сайте АО УкрСиббанк, доступного по ссылке [ссылка], определены четкие требования, что именно должно быть предоставлено для рассмотрения. Однако, на практике, в нарушение требований Инструкции НБУ №492 о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, устанавливаются непонятные требования к документам, не представленные даже на официальном сайте банка.

Представительство было вынуждено потерять время и деньги на повторное получение выписки в Бельгии, его перевод и доставку в Украину. Далее - Представительством были заполнены предоставлены банком анкеты (приложение 8 Know your client и приложение 11 MSQL) на украинском и английском языках, подготовлено подробную схему структуры компании и другие документы в соответствии со списком, запрошенным банком.

Полный пакет документов, которые требовались, учитывая задержки и дополнительные уточнения порядка заполнения анкет, было подано в четверг, 30 августе 2018.

С тех пор представительство столкнулось с вопиющей безответственностью и некомпетентностью сотрудников юридического отдела и других отделов, в которые были направлены документы на согласование начальником отделения. Среди основных и непонятных причин затягивания процесса уточним некоторые, особо свидетельствуют о бюрократии и типичный украинский, а не европейский подход к работе с клиентом:

- Заполненные документы на английском языке, которые подавались вместе с украиноязычными, оказались ненужными для открытия счета и даже не рассматриваются бэк-офисом банка. Банк, который заявляет о возможности обслуживания иностранцев на английском языке - требует подавать документы только на украинском языке.

- В украинском тексте анкеты банк неоднократно требует внести изменения, которые не являются существенными и направлены на затягивание процесса. Например:

• в пункте 1.10 Приложения 8 вместо «Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения», что соответствует коду КВЭД 73.20 (укр.) было заменено на текст «Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения по осведомленности с товарами НАЗВАНИЕ КОМПАНИИ», для соответствия формальным требованиям бэк-офиса. Хотя дополнение по пункту - не содержит никакой информации вообще, поскольку логично, что представительство будет заниматься деятельностью по исследованию рынка в интересах материнской компании.

• В пункте 2.10 требовали написать имена физлиц латиницей вместо кириллицы, а в пункте 2.23 - аналогичное требование касалось и написания названий бельгийских городов. При этом, как и ранее, англоязычная анкета - не принималась во внимание.

• В пункте 2.11 вместо названий должностей требовали написать по каждому лицу «Член правления», хотя это и не является в прямом смысле должностью (предыдущие значения были - исполнительный директор и т.д.). Работники банка не понимают, что член правления даже по украинскому законодательству должен иметь трудовые отношения с компанией, и соответственно, именно их должности были указаны в анкете сразу.

• В пункте 1.14 требовали заполнить страны, от которых материнская компания получает прибыль суммарно до 100%, хотя была предоставлена ​​информация суммарно по 96%. Возник вопрос и о том, почему Украина имеет 1%, и включена в перечень (хотя согласно требованиям - Украина должна быть обязательно включена).

- Требовали предоставления личных документов конечных бенефициаров в копиях, хотя такие документы содержат персональные данные физических лиц и по требованиям GDPR должно быть дано согласие на их обработку (которую физические лица не обязаны предоставлять), а банк должен тогда предоставить доказательства внедрения политик по обеспечению конфиденциальности, банк не собирался делать.

- не устроила карта образцов подписей, заверенная нотариусом, хотя форма, предоставленная банком была устаревшей и содержала положения о печати (которая уже не является обязательным в соответствии с законодательством). Нас заставили сделать новую карточку подписей по основаниям, нотариус написал только инициалы лица подписавшего в удостоверяющем надписи. О своей устаревшей форме банк промолчал.

- В схеме структуры материнской компании представители банка отказывались видеть указанные там данные о местонахождении, идентификационных номерах компаний и требовали выписать паспортные данные конечных бенефициаров в схеме, хотя они уже были указаны в приложении 8.

- Схема структуры на английском языке с указанием адресов и названий компаний и физлиц-нерезидентов без транслитерации на украинском названий типа Londerzeel, Wollenweberstrasse, Dendermonde представителей банка не устраивала. При этом, напомним, аналогичные данные в приложении 8 нас заставили написать вместо украинского латиницей.

- В торговом извлечения юротдел искал подтверждения права подписи лица, подпись которого находилась на каждой странице и информации о проставленных штампах, даже несмотря на полученное объяснение, что данные отметки проставлены при апостиллировании и официальный статус извлечения и апостиля подтвержден различными нормативными документами.

Кроме данных вопросов, нас поразило, что данные требования возникали постепенно: то есть, закрыли один вопрос - через два дня что-то опять не так. Почему не был подготовлен полный перечень требований для предоставления комментариев Представительством - неизвестно.

В течение двух недель пришлось заниматься юридическим ликбезом для юротдела банка, которые не знают, что такое Гаагская конвенция, апостиль и решили, что апостиль МИД Бельгии не имеет права ставить (вот ответ банка - "Считаем, что извлечение заверена ненадлежаще лицом. Торговый реестр Бельгии администрируется Министерством экономики, соответственно извлечение должно быть удостоверено подписью и печатью уполномоченного лица Министерства экономики, подпись и печать которого апостиллируется").

О том, что указанное извлечение дало основание зарегистрироваться в Минэкономики Украины и у них не было вопросов, а «компетентные» работники банка считали его недействительным - промолчу.

После агрессивной переписки с банком и жалобы - счёт таки был открыт. Но никому не советую связываться.

Укрсиббанку — видимо, очень нужны клиенты с многотысячными оборотами в валюте.

Я в налоговой и минэкономики быстрее справился, чем счёт открывал в банке…

Недостатки
  • Безразличие и хамство
  • Некомпетентность работников
saggavahaне рекомендует
Читать все отзывы 9
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 9
Смотрите также