Еще до того, как книга вышла, я читала анонс и очень ждала дня, когда смогу прочесть. Потому что описанный исторический период мне очень интересен. Я не историк, но скажу без хвастовства, что имено правление короля Джона изучено мной на отлично.
Итак, книга вышла, я начала читать и... О, боги, и при луне нет мне покоя.
Язык нечитабелен. То есть, абсолютно. Описания невнятны. Главный герой как бы помягче сказать... Марти Сью. Марти Сью - это такое альтерэго автора, крутой до невозможности только потому, что автор так решил. Показать крутизну автор либо не умеет, либо не считает нужным. Но Никитин пытается. И лучше бы он не пытался. Потому что бравый крестоносец, гроза врагов и любимец короля, банально не может навести порядок в своем маленьком отряде. Его банально посылают нафиг и гурьбой бегут привязывать к колышкам очередную обладательницу аппетитных полупопий. Это, если что, цитата.
Далее наш герой прибывает в непонятно где расположенное место под названием дуврский тауер. Очень может быть, что в дувре есть башня, и даже не одна. Но тогда почему она с большой буквы, как единственный Тауэр, который, как знает каждый школьник, находится в Лондоне?
Но не будем цеплятся к мелочам, потому что таких мелочей наберется на три отзыва. Там и зеркала в человеческий рост, и панагии хрустальные на шеях, и турниры пятнадцатого века, и казни-пытки из того же пятнадцатого, и много всякого милого и доброго.
Что хотел сказать автор? Что разбойники - грязь на подошвах? Что закон суров - но он закон? Очень хороош, я согласна. Но как он это говорит? Вот в чем проблема. Ни разу не убедительно. Его герой не вызывает никаких чувств, кроме неприятия и недоумения. Как он насаждает закон? Злобно, грубо, топорно. Чем он лучше грязи на подошвах? Зачем он толкает речь перед трусливым Робин Гудом, который прячется за деревьями? Нет никакого героизма в победе над трусом. Особеннов книге, которая претендует на новый взгляд.
Но самое интересное - это политическое кредо короля Джона. Он, на минуточку, отказывается от СВОИХ земель во Франции, потому что они-де чужие. В 13 веке. Феодал. Король. Отказывается от земель. Это могло б быть отговоркой короля, потерявшего земли в войне, как и было на самом деле. Но нет. Это не отговорка. Это кредо. Всю мою землю, мое наследство, и наследство предков, просто отдадим Филиппу Августу, а вот эту нашу землю будем развивать и лелеять. Ага. Именно так и рассудает средневековый король.
Госопда, прошу вас, не читайте это вот вот это. Будут снится кошмары.