Опубликовано 7 Февраль, 2024 - 14:11

  • Опыт использования:
    один раз

Название фильма предвещало отвязный фантастический боевичок. В духе "Немезиды" Альберта Пьюна. С беготнёй в постапокалиптических пейзажах в противогазах и пальбой из пулемётов от груди.

Я вообще не против таких зрелищ, а очень даже за! Но с фильмом "Рейнджер из атомной зоны" иначе всё вышло. Поверить в существование боевой кинофантастики в Белоруссии 1999 года ещё труднее, чем в чернобыльских мутантов.

Но это я чуть позже загуглил, где и когда произведена кинокартина сия. А пока начал просто смотреть. Аналоговым способом: включил телевидение, увидел титр с завлекательным названием, и приколотился к экрану. А ну как чем удивят?

Действие происходит в той части Белоруссии (да, я так называю и буду), что была затронута чернобыльской атомной катастрофой. Имеется "зона отчуждения", где жить запрещено и находиться без необходимости - тоже. Пустые избы, заброшенные предприятия, заборы, колючая проволока, шлагбаумы. Но все кому хочется - шастают туда-сюда и даже постоянно в "зоне" проживают.

Реальные локации подкупают своей натуральностью. Это едва ли не единственный плюс фильма "Рейнджер из атомной зоны". Сюда, в родные места, возвращается уволенный по сокращению с морфлота офицер (Алексей Кравченко). Служил он раньше на атомной подводной лодке. То есть из "атомной зоны" (реактор за спиной был!) попадает в другую "атомную зону". Оцените изящество метафор.

Папа экс-офицера (предпоследняя роль ветерана советского кино Владимира Самойлова) занимает ответственный пост местного лесника. В обязанности ему вменяется следить за порядком вокруг "запретной зоны", и посторонних не пропускать. Справляется он, как по всему видно, не очень.

По прибытии боевого и энергичного сына, отец с облегчением перекладывает свои обязанности на отпрыска. А сам отправляется полежать в больницу до конца фильма. Так оно безопаснее, кстати.

Моряк на новом поприще развивает кипучую деятельность, пытается поставить себя в глазах местного населения большим боссом, охранять и не пущать. Получается тоже не очень, все как жили и шастали, так и продолжают себе.

Реальная власть в округе принадлежит местной МАФИИ, которую все боятся и платят дань. А ещё на территории "запретной зоны" хранятся кое-как захороненные ценные вещи (телики там, видики-шмидики, пылесосы всякие) - радиоактивные! Их можно выкапывать и продавать за пределами зоны, обогащаясь деньгами. И обогащая незадачливого покупателя лишними микрорентгенами. А также вывозить и продавать лес - тоже радиоактивный.

Верховодит преступным синдикатом "крёстный отец" с лицом чрезвычайно модного в те годы актёра Сергея Маховикова. Не исключено, что львиная часть скромного бюджета картины ушла на его приглашение. Чтобы зритель не сомневался, какой это могущественный злодей, Маховиков снабжён соответствующей атрибутикой. У него чёрный "крузак", чёрное пальто, белое кашне, и огромный золотой будильник на запястье.

Передвигаться в таком одеянии по сельской местности затруднительно, но положение обязывает. В какой-то момент авторы всё же усомнились в догадливости зрителей. И подчеркнули преступную принадлежность антигероя лишний (излишний) раз. В местный кабак (имеется и такой) Маховиков в мрачном пальто и ослепительном кашне заявился буквально под песню "Мурка, ты мой мурёночек".

Интересы двух главных персонажей пересеклись не столько в бизнес-плоскости, сколько на личном фронте. Криминальной деятельности морячок исправно мешал (точнее, честно пытался), но ему только лёгкого пинка давали и ружьишко сломали, чтобы не поранился. А вот когда бравый офицер подкатил с известными намерениями к местному секс-символу - медсестре Вике, тут нашла коса на камень. Дон Корлеоне Маховиков её для себя берёг, и вдруг такой конкурент объявился - в тельняшке и с завлекательными усами! Против таких роскошных усов кашне, даже ослепительно белое - не аргумент.

Известная и теперь по ролям в сериалах Татьяна Черкасова (в титрах она ещё под девичьей фамилией Мещеркина) в молодости и правда выглядела весьма секси, отдадим должное.

А с женщинами в "зоне" и вокруг - ситуация "очень не очень". Даже парочка немолодых и очень потасканных украинских проституток гастролирует тут с неслыханным успехом.

Так что гангстеру в белом кашне было от чего занервничать и впасть в отчаяние. Но Маховиков сумел совладать с собой, вспомнил что он мафиози, и совершил злодейство! Даже несколько: пристрелил любимую собачку Кравченко, похитил любимую медсестру Кравченко, и повесил любимую козочку Кравченко.

Козу удалось спасти, медсестру (позже) - тоже, а собачку жалко. Моряк мужественно сжал зубы, пригладил усы, и приготовился к бескомпромиссной схватке со всей жестокой бандой оптом и безжалостным Маховиковым в отдельности.

В помощь себе он пригласил местного участкового. По логике названия фильма, того, наверное, следует именовать шерифом. Ранее они просто водку вместе пили, как два офицера, а тут вот представился шанс ещё послужить обществу и подставиться под пули.

Шериф оказался вовсе не прост, и поведал страшную служебную тайну. Оказывается, ему позвонили из Интерпола (!) и рассказали, что международная преступная организация прячет в белорусской "запретной зоне" наркотики для переправки в Европу! И контролирует это дело в местных границах, похоже что, опять Маховиков в пальто! Так что личные и служебные интересы снова у всех пересеклись. И боевой тандем рейнджера и шерифа выдвинулся спасать медсестру, изымать наркоту, и уничтожать блатоту. Хоть что-то отдалённо похожее на боевик всё же произошло.


Даже "Интерпол" потом высадился, очень похожий на ВДВ Республики Беларусь, на бронетранспортёрах и вооружённый до зубов! В представлении советских и постсоветских людей Интерпол - это что-то вроде "голубых касок" ООН, только в сфере криминала. На самом деле - сборище чиновников, которые бумажки друг другу пересылают. Оперативные сотрудники, пиф-паф, руки вверх, работает спецназ - в Интерполе вообще не предусмотрены, некому. Это всё должны и делают местные органы внутренних дел по запросам.

Ну вот участковый капитан с моряком-собутыльником и справлялись сами. А "интерспецназ" уже на всё готовенькое явился, лавры пожинать.

Жаль, на самом деле. В этих замечательных локациях можно было действительно зубодробительный боевичелло "категории Б" завернуть. Оружия на студии "Беларусьфильм" (в просторечии "Партизан-фильм") столько, что на пять дивизий хватит.

Получилась же в итоге типичная постсоветская муть. С выковырянным из носа названием "для привлечения интереса" (которого, конечно же, не произошло). Я и в то время много всякой кинодряни смотрел, но "Рейнджер из атомной зоны" только вчера впервые повстречал.

Болтает фильм из жанра в жанр: то в социальную драму, то в мелодраму, то про боевик вспомнят. Тоже характерная черта кино советского и постсоветского.

Музыка ни к селу ни к городу постоянно звучит. Ни стилистике картины не отвечающая, ни моменту. Речь героев записана и наложена отдельно (что в плюс), но не попадает озвучка в артикуляцию актёров и не соответствует интонационно (что в минус). Снято всё с двух точек максимум. Отдельные части картины разного фонового оттенка, но все одинаково неряшливые. Цветоделение с озвучанием вы как вместе с Союзом успели прокакать? Про сценарий, натужливо вымученный каким-то советской выделки драматургом, попытавшимся "перестроиться", я лучше помолчу.

Выглядят все чрезвычайно напыщенно. Ну Кравченко мне довелось как-то наблюдать в реальности, он и в жизни так держится и ходит. Маховикова типа положение обязывает - "крёстный отец" как-никак. Участковому из Интерпола звонят, не хрен собачий. А медсестра с папашей в больнице от чего на таких сложных щах всю дорогу? И обитатели "зоны"? Это уже давно не кино про трудовые свершения советских колхозников, расслабьтесь все.

Остаётся констатировать: это плохо сделанное кино. Не чудовищно плохое. Просто плохое. Такое нужно оставлять в той эпохе, в которой снято, и более к нему не возвращаться и не вспоминать.

Ян Веснянскийне рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также