Всем доброго времени суток! Netflix снова выпустил специфичный южнокорейский сериал, и я решила разобрать его без каких-либо спойлеров. По этой причине я не буду рассматривать всех персонажей, так как не просто так они не появляются сразу, и, я считаю, сохранить всё в тайне очень важно для тех, кто не смотрел дораму. Не буду я рассматривать и всех убийц и связанные с ними истории, хотя это интересно, но опять же лишает зрителя возможности узнать всё самостоятельно.
Сюжет.
"Парадокс убийцы" - еще одна дорама, основанная на вебтуне, это отчасти объясняет некую ирреальность происходящего и супергеройскую тематику. Манхва так и называется "Парадокс убийцы", автором является Ккомаби, а рисунки нарисовал Номаби, она частично переведена на русский язык, ее даже можно почитать на сайтах вебтунов (но, на мой взгляд, рисовочка этого не стоит).
Итак, в одной обычной семье в Республике Корея подросли двое деток.
Мальчик недавно отслужил в армии, учится в не самом лучшем университете
и не знает, как дальше реализовывать себя. Он не пытается чего-то искать, а просто просиживает жизнь в компьютерных играх, рассуждая о том, что поедет в Канаду на заработки. Под давлением родственников и друга паренёк переезжает от родителей. Как говорит его друг, он
руки опустил, хочет просто сбежать.
Конечно, жить на что-то надо, и приходится мальчику работать в круглосуточном магазинчике, где не все покупатели одинаково адекватны. Есть среди них и алкаши, и просто свиньи, за которыми пареньку приходится убирать.
И вот однажды, возвращаясь домой, паренёк проявляет участие в жизни другого человека, но в ответ получает несколько ударов по голове. Пытаясь спастись от нападавшего, парень убивает его. Молодой человек мучается угрызениями совести, хочет сдаться и одновременно боится, что его поймают, пока не узнаёт из новостей, что убитый им человек совершил множество преступлений, в том числе убийства и изнасилования. Но вскоре парню вновь приходится совершить убийство. И снова выясняется, что его жертва была отвратительным человеком и убийцей. Удивительным образом исчезают улики преступлений нашего паренька, и он начинает думать: может, он и не преступник вовсе, а человек, вершащий правосудие? Находятся и те, кто считает его героем, ведь вскоре становится очевидным - у парня особое чутьё на убийц.
Главные персонажи.
Ли Тан (актёр Чхве У Сик, "Паразиты") - скорее антигерой, чем герой. В школе вместе с другом был жертвой буллинга детишек богатых родителей, однако и сам не страдал высокими моральными принципами - воровал у друга, изменял девушке, не чувствуя при этом вины. Он никому не помогает, стараясь отмахнуться от людей. Может ли такой человек убить?
Своё первое убийство Ли Тин совершает из самозащиты, но перед его глазами всё время предстаёт образ школьных унижений. Думаю, именно буллинг впоследствии спровоцировал Тана совершать первые преступления, в которых он старается выйти из зависимого и забитого парня. Мы явственно видим, как Ли Тан меняется после совершённых преступлений. Если в начале фильма это обычный засранец,
то в середине и в конце - человек, ко всему равнодушный,
привыкший к убийствам,
и в то же время страдающий от ужасного чувства вины, измождённый. Убитые постоянно являются Тану, напоминая о совершённых преступлениях, но Ли Тин старается оправдать себя тем, что все убитые им сами были убийцами. Они совершали мерзкие преступления, но заметали следы так, что дела оставались нераскрытыми, а Ли Тан как бы наказал их, стал эдаким ангелом возмездия. В размышлениях Ли Тана угадывается образ Родиона Раскольникова, размышляющий над тем,
тварь он дрожащая, или право имеет.
Но мне Ли Тан напомнил еще одного персонажа, и тоже неоднозначного, - Ягами Лайта из "Тетради смерти", который тоже специализировался на убийстве преступников. У Ли Тана нет никакой волшебной тетради, но, конечно, есть поклонники, вернее даже идейные вдохновители. С течением времени в нём развивается и особый дар - находить убийц. Мне кажется, этот дар становится для парня проклятием, ведь он уже не может спокойно смотреть на людей и в каждом ищет убийцу.
Чан Нам Гам (актёр Сон Сок Ку) - крутой детектив. Ну должен быть таким по задумке режиссёра. Нам Гам противостоит преступникам и Ли Тану. Более того, у него тоже есть чутьё на убийц, но не сверхъестественное, а скорее профессиональное. Пока коллеги Нам Гама легко закрывают все странные дела, мужчина вгрызается в них, как ищейка.
И если Ли Тан - антигерой, то Нам Гам самый настоящий протагонист. Как и многие полицейские в корейских фильмах, Нам Гам работает на расслабоне, потому что он слишком крут для того, чтобы сидеть с серьёзным лицом.
И Нам Гам действительно хорошо расследует преступления, но в моменты опасности поступает совсем не как крутой парень, давая задний ход. Решительный шаг Нам Гам делает в итоге только будучи загнанным в угол.
У Нам Гама своя страшная жизненная история, связанная с отцом. Его отец был полицейским, постоянно срывал свою злость на сыне, ни во что его не ставил, но однажды ему проломили череп, и отец на много лет стал существовать только благодаря системам жизнеобеспечения. И Нам Гам всё это время находится перед сложным выбором: позволить отцу и дальше существовать, как овощу, или дать согласие на отключение системы жизнеобеспечения.
Он понимает, что отец не сможет жить полноценной жизнью, но и не может взять на себя ответственность за его смерть. Тем более, что после инцидента отец становится в представлении Нам Гама героем, а сам Нам Гам идёт работать в полицию, чтобы когда-нибудь поймать того мерзавца, который превратил его дорого отца в овощ.
Визуал.
Мне очень понравилось, как режиссёр решил передать эмоциональное состояние персонажей. Реальность здесь переплетается с воображением. Таких сцен в дораме очень много. Почти каждое убийство Ли Тан представляет по-своему. Его избивает убийца, и он видит сцену школьного насилия, в сцене с шантажисткой ощущает себя собакой, которая послушно бежит к хозяйке и так далее.
У персонажа будто переключаются разные реальности в момент совершения убийства.
Но не только главное действующее лицо представляет себе мир иным. Другие персонажи тоже видят совсем другие картины. Очень здорово в дораме показано разрушение мечты
В момент, когда Нам Гаму рассказывают о событиях прошлого, мы видим, как полицейский присутствует в этом прошлом, являясь свидетелем. Это уже не просто отстранённый флэшбэк, мы понимаем, насколько важно данное воспоминание Нам Гаму.
Разумеется, композиция "Парадокса убийцы" нелинейная, как в большинстве детективных историй, и совершенно не уместно указывать это в числе недостатков. В принципе флэшбэки характерны практически для всех корейских кинолент, но в детективах и жанре "криминал" зрителю чаще всего приходится возвращаться к уже пройденным этапам повествования или восполнять пробелы в истории в дальнейшем.
Впечатление о дораме.
"Парадокс убийцы" - непростой и не поверхностный сериал, как это может показаться, хотя его сюжет сложно назвать новым. Он состоит из восьми серий, которые не одинаково динамичны. В числе недостатков некоторые указывают, что интересны в сериале только первые три серии. В первых трёх сериях насыщенный действиями сюжет, и если вы привыкли к фильмам, состоящим только из действий, конечно, остальные серии будет тяжело смотреть, ведь зрителю придётся всё больше погружаться во внутренний мир персонажей. В то же время мы увидим и новых персонажей.
Больше всего впечатления на меня произвела пятая серия. В ней мы знакомимся с историей девушки, парень которой очень мерзко с ней поступил - записывал их с*кс на видео, а потом выкладывал его в Интернет. Ей приходится бежать из Сеула в Пусан, изменив своё имя.
В Пусане она работает в крупном магазине и терпит нападки как клиентов, так и сотрудников.
Кроме того, героиня постоянно живёт в страхе, что кто-то узнает в ней ту самую девушку из видео.
Я была в шоке от того, как завершилась её история, такого я никак не ожидала. Да и вообще в сериале немало интересных и нешаблонных историй, поэтому предсказуемой эту дораму точно не назовешь. Очень необычна концовка, хотя какой она ещё могла быть, и всё же это в духе ярких финалов Нетфликс.
Во многом сериал психологический. Мы наблюдаем за противостоянием убийцы и полицейского, которому предстоит решить для себя, как поступить с убивающим маньяков парнем.
Кроме того, зритель видит, как меняется сам Ли Тан, как убийства и страх быть пойманным разъедают его.
Режиссёр проводит параллели Тана и Нам Гана с собакой. В дораме это милый лабрадор, проваливший экзамен на поводыря.
Собаку притягивают убийства, и она сама готова в них участвовать. Дадут ли ей второй шанс? Есть ли второй шанс у Ли Тана?
Каждый заметит, что режиссёр сравнивает своё произведение с "Преступлением и наказанием" Достоевского.
Оба творения поднимают вопрос - можно ли оправдать убийство. И в этом плане дорама актуальна, режиссёр показывает и говорит словами своих персонажей, что
Каждое действие имеет последствия.
И мы видим это наглядно. Даже если человеку удаётся избегать правосудия, его душа разлагается и умирает, он уже не способен к нормальной жизни.
Мне было интересно посмотреть на то, как в Корее по-своему интерпретируется тема преступления и наказания. Не стоит ждать от "Парадокса убийцы" типичный экшен о маньяках, дорама намного глубже и требует от зрителя размышления, а не просто принятия увиденного.
Кстати, дорама имеет возрастное ограничение 18+, поэтому детям и чувствительным натурам сериал противопоказан.