«Рюрик» - это своего рода своего рода современная Робинзонада. Главная героиня, девушка лет семнадцати по имени Марта, заблудилась в огромном заказнике в Вологодской области. В этом заказнике она оказалась по пути в Архангельск, где по некоторым данным могла жить ее мать, которую Марта видела только в раннем детстве.
По воле автора большую часть времени Марте приходится искать не мать, а еду, чистую воду, дорогу к людям. Так уже получилось, но найти эту дорогу Марта сможет только, если найдет саму себя, разберется со своим сложным, местами травмирующим прошлым. А помогут ей в этом девушка Саша, которая стала для Марты кем-то вроде Пятницы и отчасти ее отец Николай. Правда, линия Саша и отца в книге больше мистическая, они не совсем люди, что с ними не тае, можно будет узнать, прочитав «Рюрика».
В книге хватает и по-настоящему живых героев. Их можно условно разбить на несколько групп по степени ненависти, которую к ним испытывает или демонстрирует автор. Больше всего Анна Козлова ненавидит своих читателей. В тексте часто встречаются грубоватые и откровенно провокационные обращения к ним. Способствовало ли это популярности книги, я не знаю.
Чуть меньше чем своих читателей Козлова не любит товарок по полу. Если вынести за скобки Марту, положительных героинь в книге нет. Женщины в книге эгоистичны, корыстны, лживы, слабы, они погрязли в ненависти к мужчинам и своим детям. Правда, одна героиня, журналистка Катя, переживает по ходу действия некоторую трансформацию. По итогам котрой она вроде как решила принять себя такой, какова она есть, и не отдаваться любому мужчине, проявившему к ней минимальный интерес. Ознаменовать это превращение Катя решила поездкой в путешествие с мужиком, которого она до этого знала несколько часов.
Животных Козлова любит больше чем людей. Возможно главная причина этого в том, что почти все звери и птицы в книге ненавидят людей так же как и Козлова. Автор не пытается порицать ни медведя, загрызшего без причины минимум двоих вологодцев, ни жестокого попугая Рюрика, имя которого дало название книге. Правда есть среди зверей и белые вороны, которые к людям относятся скорее положительно. Например, пес Сайгон. Правда и к нему есть вопросы относительно того, где он был в тот момент, когда убивали его хозяина.
К мужчинам Козлова относится в целом неплохо. Репер Ягуар, похожий по биографии на Мирона Федорова, и вологодский полицейский вообще молодцы, а к остальным есть только одна претензия, аименно склонность к беспорядочным интимным связям. Если же абстрагироваться от этого мужского свойства, то даже отец Марты и ее незадачливый любовник Михаил – не такие уж отвратительные люди.
Несмотря на авторский тон, который часто бывает грубоватым и перенасыщенным мизантропией, общий настрой книги можно назвать жизнеутверждающим. Марта на болотах обретает подобно настоящему Робинзону если не веру в Бога, то потребность в такой вере. А задача спасения Марты заставляет совершать совершенно бескорыстные поступки таких разных людей как отсидевший за убийство Николай, "догорающий" профессионально полицейский и запутавшаяся в своей жизни московская журналистка.