Опубликовано 20 Март, 2017 - 20:47

Каждая английская писательница прошлых веков по-своему прогрессивна, впрочем, неанглийская тоже, но, поскольку дальше речь пойдет (немного) о "Гордости и предубеждении", то хочется прежде всего сказать об англичанке Джейн Остин.

Женщинам приходилось преодолевать желание мужчин запереть их дома и сделать из женщин только хозяек и ничего больше. Джейн стала писательницей, вряд ли это далось ей легко, ведь к женщинам, которые занимались своим делом, в обществе было неоднозначное отношение. Но в своих книгах Остин ограничилась описанием своего круга, в то время как живущая несколько позднее Элизабет Гаскелл уже интересовалась не только чувствами молодых людей к девушкам и мечтами этих девушек об идеальном муже, писательница нового поколения взялась за описание бытовых трудностей бедных классов, вкладывала в свои произведения мысли о социальном неравенстве, угнетении буржуазией пролетариата, о свободах и правах для женщин и бедноты. Это не революционные книги, они появились вполне закономерно: с развитием общества, люди должны были все больше задумываться об этом параллельно уделяя внимание и другим обычным аспектам жизни. Вот и в сериале "Север и юг" по книге Гаскелл параллельно идут история романтическая и социальная.

Когда я в первый раз посмотрела этот сериал, он мне понравился очень, напомнил слегка "Гордость и предубеждение", но был более современным (полвека прошло со времен Элизабет Беннет и мистера Дарси), но меня немного смущало, что так много времени уделено фабрике, профсоюзам, забастовке. Что-то в этом было не так. Я посмотрела сериал второй раз и ответила себе на вопрос: "Что не так?" Сериал мне нравится, но сейчас я увидела недостатки, которые были незаметны при первом просмотре.Итак, самое главное, что меня смутило - социальные идеи никак не смешиваются с романтикой. Это две чуждые друг другу параллельные истории, которые кое-как искусственно связываются добротой Маргарет, но ощущения, что это одна цельная история не возникает, доброй героини для этого мало. Вот Диккенс так мог навертеть в своих книгах, что незнакомые люди дна и аристократы вдруг каким-то образом оказывались героями общего сюжета совершенно правдоподобно (для этого не обязательно делать их родней или друзьями), Гасскелл же не нашла другого способа показать рабочих, как "подружив" Маргарет с бедной девушкой с фабрики. Нет. Не верю... Даже при всей доброте Маргарет Хейл и ее попытках быть независимой и иметь на все собственное мнение - не верю, не получилось.Вторая моя претензия: чувства в таких произведениях очень важны, и мне было приятно наблюдать за развитием отношений героев, однако, схема этих отношений взята из вышеупомянутой книги Джейн Остин - герои не похожи, обстоятельства другие, а схема один в один. Кроме этого при более внимательном просмотре сериала, я обратила внимание на то, что герои порой знают то, что им не положено, и говорят то, что вроде говорить не должны. Здесь у меня возникло подозрение, что книгу Гасскелл переиначивали, отдавая реплики другим героям - так поступили, например, с "Крэнфордом" той же писательницы: сценаристки признались, что очень сильно перекроили ту книгу, отдав слова другим героям, убрав одних и расширив роли других за счет убранных героев. Я читала "Крэнфорд" и тоже заметила, что сериал и книга очень отличаются, так что так может быть и с "Севером и югом", так что когда-нибудь почитаю и сравню эту книгу с сериалом.Вообще, "Север и юг" немного неожиданный для экранизаций BBC, так как впервые в сериале, предназначенном для женщин, в основном, так много времени уделили экономике, фабрикам по изготовлению хлопка и истории с профсоюзом. Но, должна признаться, что, когда я смотрела во второй раз, то мне как раз эти темы были уже интереснее, чем в первый просмотр. Да, действительно: история промышленная и история любви не очень друг к другу подходят, но теперь я следила не только за чувствами героев.Мне стало интересно и кое-что другое: жизнь трудовых людей была очень нелегка, и этот сериал не дает представления о том, как много они работали, как мало зарабатывали, как мало жили, но кое-что и здесь можно подглядеть, например, что обеденный перерыв с собственной общественной столовой - оказывается великий прорыв в жизни рабочего. Кроме этого, фабриканты - люди богатые и деловые ценились в Англии меньше, чем ничего не умеющие бездельники аристократы; ну и женщин тогда за людей не считали - Маргарет неоднократно явно нарушала принятые правила, при этом мне бы в голову сейчас не пришло, что она делает что-то не так - для меня нормально, что женщины имеют право голоса в семье, разрешают самостоятельно бытовые проблемы и вообще умеют думать, а не только слушаться мужчин, героев же сериала поступки Маргарет просто коробят.

Не знаю, что понравится или не понравится другим зрительницам в этом сериале, но при том, что "Север и юг" не совсем традиционен для BBC, в нем есть то, что лично я ценю в этих сериалах - красивая сказка и подумать, опять же, есть над чем.

Явитарекомендует
Читать все отзывы 25
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
такие сериалы не люблю
20.03.2017
А я не люблю всякую мексиканско-аргентинскую муть и российские просто позорно снятые недосказки - 99% всех российских сериалов. И что? Я вроде не устраивала здесь опроса, кто что любит.
Другие отзывы
Читать все отзывы 25
Смотрите также